Расшифрован
«черный ящик» самолета, потерпевшего крушение под Петрозаводском 20
июня. Оказалось, что штурман при посадке не настроил радиокомпас. Пилот
не сумел исправить ошибку коллеги
Самописец разбившегося в Петрозаводске Ту-134 практически расшифрован.
Об этом сообщили в Межгосударственном авиационном комитете (МАК).
— Выполнена идентификация 30 из 38 минут записи, — заявил «Известиям» официальный представитель МАКа Олег Ермолов.
Ранее был расшифрован параметрический самописец, который показал, что
двигатели самолета были исправны до самого столкновения с землей.
Были сомнения в исправности радиокомпаса, но и они не подтвердились.
— В самолете два радиокомпаса, — поясняет «Известиям»
летчик-испытатель Александр Акименков. — Один настроен на дальний
привод, второй — на ближний. Когда самолет проходит дальний привод,
раздается звуковой сигнал маркера, предупреждающий, что самолет перешел
на ближний привод. С этой минуты пилот должен ориентироваться на
тоненькую стрелку в приборе, тогда как до этого он ориентировался на
толстую.
Расшифровка «черного ящика» показала, что маркер подал звуковой
сигнал. Однако вопреки здравому смыслу пилот почему-то повел самолет не
по стрелке.
— Если бы пилот продолжал пилотировать самолет по толстой стрелке, то
нужно было бы делать разворот на 180 градусов, — рассказывает
Акименков. — Складывается ощущение, что пилот повел самолет вслепую.
По словам Акименкова, это отнюдь не значит, что ближний привод был неисправен. Ломаться там нечему.
— Здесь может быть только одно объяснение: ближний привод не был
настроен, — говорит Акименков. — А за настройку приводов на борту
отвечает штурман.
Ранее сообщалось, что в крови штурмана было обнаружено 0,8–1,0 промилле алкоголя.
Ситуацию усугубила несвоевременная реакция командира экипажа, считает заслуженный летчик России Владимир Герасимов.
— Командир самолета был переученным вертолетчиком, — рассказывает
Герасимов. — А у них совсем другая схема захода на посадку при плохой
видимости. Если в своем летном детстве пилот не впитал посадку по
приборам, то уже в 45–50 лет в критической ситуации он будет, как
вертолетчик, искать глазами визуальные ориентиры на земле.
По словам Герасимова, сейчас Министерством транспорта разрешено
переучивать на пилотов пассажирских самолетов не только вертолетчиков,
но также штурманов и радистов, поскольку пилотов в стране
катастрофически не хватает.
— В России ежегодно списывается 400 пилотов, а летные училища
выпускают только 200. Из них 100 растекаются по иностранным компаниям, —
говорит Герасимов.
По словам Акименкова, эта уже пятая катастрофа в России по вине
пилотов, не сумевших посадить самолет по приборам при плохой видимости.
— Все эти катастрофы — самарскую, домодедовскую, смоленскую —
объединяет одно: пилоты, вместо того чтобы при посадке следить за
приборами, начинали искать глазами землю.
Александр Андрюхин
Источник: Известия
|