Вчера был день памяти Преподобного Дулы, страстотерпца египетского. В отличие от
мучеников, страдавших за свидетельство веры во Христа, страстоте́рпцами
называются в Православной Церкви святые, которые претерпели страдания за
исполнение Заповедей Божьих. При этом смиренно терпеть зло им нередко
приходилось от самых близких и родных людей. Подвиг их заключался в
непротивлении насилию, и принятию всех невзгод как воздаяние за грехи.
Страстотерпцами именует наша Церковь и святых мучеников Бориса и Глеба, и
святого Димитрия Угличского, и царскую семью Романовых. Последний русский царь
так и ушел в мир иной оболганным. Даже в наши дни находятся такие, которые
продолжают поливать его грязью.
История с египетским монахом менее жестокая, хотя
и произошла в более суровые времена. Жил он примерно в III-VI веках и был иноком
одного из киновий Египта. За свой незлобивый нрав и смиренное
послушание Дула с самого начала стал для монахов объектом травли и насмешек. То
ли из зависти, то ли из-за неверия в искренние добродетели нового инока, его
невзлюбили некоторые из братии монастыря. В течение долгих 20 лет преподобный
терпел оскорбления и злословия от тех, с кем жил бок о бок. Нелегко давался этот
подвиг кротости. Бедный инок проводил большую часть времени в молитвенном
уединении. Смиряя свой гнев и обиды, он достиг такой степени святости, что не
только без гнева стал принимать издевательства, но и всем сердцем жалел своих
обидчиков и молился за них.
К концу земной жизни преподобного постигло новое
испытание. Один инок, из числа братии, похитил и спрятал кое-что из церковной
утвари. Игумен и старцы монастыря начали расследование. Недоброжелатели Дулы
стали утверждать, что именно он и является вором, поскольку в тот день не
появился на вечерней службе. Святого действительно не было на полуношнице по
причине болезни. Было бесспорным, что совершил кражу кто-то из своих, а раз все
улики падали на Дулу, он и оказался единственным подозреваемым. Преподобного
привели к старцам, которые начали допрос с пристрастием. Святой инок был
удивлен, с какой легкостью те, кто знали его столько лет, поверили в клевету. Он
отрицал все обвинения. Но его враги стали утверждать, что были свидетелями этой
кражи. Ни один из монахов не встал на защиту бедного старца. Видя, что эта
ситуация нарушила покой и мир в монастыре, и понимая, что среди клеветников
находится сам вор, страстотерпец решил смириться с обвинениями, надеясь, что это
заставит мошенника признаться в своем грехе и тем самым сберечь свою душу.
Преподобный Дула перестал спорить и промолвил: «Простите меня, отцы святые, я
грешен». Все приняли это как признание в воровстве. Действительный же вор
трусливо молчал. Допрос продолжился. Старца стали пытать, куда он спрятал
украденное. Что на это мог сказать несчастный? Он только повторял: «У меня нет
пропавших сосудов». Разгневанный игумен приказал снять с преподобного иноческие
одежды и облечь в мирское платье. Горько зарыдав, святой Дула стал молиться:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради Твоего святого Имени я облекся в образ
сей, но ныне, по грехам моим, он совлечен с меня». Долго допрашивали инока, а он
лишь повторял: «Простите, согрешил я». Тогда «вора» предали на суд гражданским
властям и подвергли страшным пыткам, чтобы добиться признания о местонахождении
украденных церковных ценностей. Ноги забили в колоды, тело жгли углями, нещадно
били, но всё бесполезно. Подсудимый произносил лишь одно: «У меня нет ни
серебра, ни пропавших сосудов». Поскольку Дула был несветским человеком,
городской епарх спросил монахов, что с ним делать, на что те ответили: «Сделай с
ним то, что повелевают законы». Воровство считалось страшным грехом, и
наказание было суровым. Святой был приговорен к отсечению обеих рук. Невинный
Дула сокрушался лишь о том, что не смог помочь вору раскаяться в своем грехе.
Перед выполнением приговора правитель в последний раз обратился к преподобному:
«Скажи нам, где сосуды, и ты освободишься от казни». Святой, понимая, что пришли
последние часы его жизни, скорбно ответил: «Хочешь ли ты, правитель, чтоб я
сказал то, что не делал? Не хочу лгать на себя, ибо всякая ложь от диавола».
Безвинного страдальца повели на место казни. Только тогда, действительный
виновник кражи почувствовал угрызения совести и пришел к игумену с раскаянием,
прося остановить казнь.
Дулу тотчас освободили и привели обратно в
монастырь. Монахи молили у него прощения. Но святой не только не злобился на
них, но и благодарил, что ему дали возможность безвинным страданием изгладить
совершенные им все жизненные прегрешения. Ведь то, что он не вор, было известно
Тому, перед Кем мы всегда держим ответ за свою жизнь. А раз монахи ополчились
против Дулы, значит, то ему вменяется наказанием за другие грехи. Именно так
рассуждал кроткий старец и просил Господа простить его и своих обидчиков.
Через три дня после этой трогательной сцены его
нашли в келье мертвым: он покинул этот мир, когда молился, стоя на коленях.
Погребение было отложено до прихода игумена и братии соседней лавры, а тело
святого оставили в соборе под замком. Когда же собравшиеся на погребение вошли в
храм, то нашли лишь одежду Дулы. Господь забрал к себе праведного старца. Люди,
столько лет жившие рядом с Дулой и с такой легкостью поверившие в его
непорядочность, оказались недостойными проводить святого в последний путь.
Сегодня стало этической нормой где-то схитрить,
где-то умолчать, а потому мы перестали доверять людям. Обманывают политики и
чиновники, на работе и на приеме у врача, в магазинах и на экранах телевизоров.
Мы даже обманываем своих близких, самых родных нам людей. А уж если есть
возможность где-то что-то получить «на халяву», здесь даже не обсуждается – надо
брать. Когда же мы сталкиваемся с честным человеком, то начинаем дружно
удивляться – оказывается, не перевелись еще таковые. Конечно, не перевелись, и
их не мало. Своим же недоверием и подозрительностью, мы утверждаем негласный
закон о том, что ложь и мошенничество – норма. К тому же, не лучше ли обратиться
на себя – ведь, если я не доверяю людям, значит, сам не искренен.
Источник: http://www.velykoross.ru
|