Поздравляю вас с первым днем осени – праздником Донской иконы Божией Матери. Вся страна сегодня отмечает 1 сентября – День знаний.
Сегодня наши дети идут в школу. Летние каникулы остаются позади. К
привычному рабочему ритму пора возвращаться не только школьникам, но и
их родителям. Поэтому желаю всем нам терпения, понимания и хорошего
запаса сил, которого хватило бы на весь учебный год. В
нынешний четверг передо мной стоит непростая задача. По просьбе
редакции решено сделать эту статью тематической и посвятить ее фильмам,
главными героями которых выступают школьники и учителя. Кадр из кинофильма "Первоклассница". 1948 год
С
одной стороны – все очень просто, поскольку материала по этой теме мы
найдем предостаточно как в отечественном, так и в зарубежном
кинематографе. С другой, я не хотела бы просто перечислять все известные
и неизвестные ленты лишь для того, чтобы составить какой-то
представительный список. Поэтому я расскажу вам о том самом
фильме, который, в определенной степени, вдохновил меня на создание всей
серии публикаций о поиске христианского смысла в кинематографе. Но о
нем – чуть позже. Сначала отдадим должное Дню знаний. Школа,
учеба, пора взросления – благодатный материал для кинематографа. Где,
как не в юности, сильнее всего кипят страсти, бушует протест,
разыгрываются драмы и трагедии? Отличная сюжетная канва – просто из
учебника драматургии. Кроме того, создателей книг и кино для
подростков вдохновляет альтруистическая надежда передать свой опыт
другим, наставить, научить… Сделать мир чуточку лучше. Что скрывать,
кино о школе почти всегда преследует педагогическое цели. Разве не с
этой целью мы подбираем для своих детей соответствующие фильмы и книги? Если же вернуться к классификации, которую я предложила в прошлый раз, то кино о школе, в первую очередь, раскрывает тему морального выбора.
Выбора между добром и злом, честью и бесчестием. Это истории
противостояний личности и коллектива, человека и системы. Рассказ о
борьбе против авторитетов. Маленький человек, которого раньше опекала
семья, общество, вдруг восстает против прежних порядков и ищет свой
путь. Привычный уютный и понятный мир вдруг оборачивается своей черной стороной. Друзья предают, а незнакомцы протягивают руку помощи. Кадр из сериала "Школа"
Это кино о времени утраты детской чистоты и невинности. Именно поэтому в полемике вокруг такого кино ломается столько копий, сколько расколото, например, вокруг сериала «Школа». С
одной стороны, в большинстве случаем мы склонны идеализировать детей и
детство, поэтому так болезненно реагируем на «реализм», разоблачающий
наши иллюзии. Реальность жестока. Вспомним о «Повелителе мух» и «Королевской битве». Однако
чистота, к счастью, действительно свойственна детскому восприятию мира.
Именно поэтому мы стремимся окружить детей идеальными образами в
надежде, что зараза «реальности», вернее все то, что нам преподносят как
«правду жизни», доберется до них не так быстро. Стремимся оградить и
защитить. В рамках личного выбора я считаю это и моей собственной
задачей. Что защищает человека больше, чем его семья?
Кино о школе – это и кино о семье. К сожалению, как раньше, так и
теперь, три составляющих – человек, семья и школа, так или иначе
противостоят друг другу. Мы не всегда согласны, а порой и вовсе
выступаем против того, что предлагает ребенку образовательная система.
Школе, в ее стандартной форме, невыгоден индивидуализм. Исподволь она
пытается привлечь семью на свою сторону в борьбе с учеником – разве не
этим оборачиваются все родительские собрания? Кадр из фильма «Хористы»
Тем
радостнее находить кино, в котором все происходит наоборот. Например,
мудрый преподаватель пытается защитить своих подопечных и вывести их
из-под гнета системы, как в замечательном фильме «Хористы» (Les Choristes, 2004). В
послевоенной Франции в интернате для трудных подростков появляется
учитель, верящий в преображающую силу искусства. В голову
профессионального музыканта приходит совершенно чудная мысль – создать
хор из отъявленных сорванцов, бунтарей, да и просто проблемных детей. Идея,
в общем-то, не новая. Еще в 1944 году был снят фильм «Идти своим путем»
(Going My Way), в котором Бинг Кросби в образе отца Чака О’Молли,
композитора и музыканта, с большим успехом собирал приходской хор из
местных подростков. Однако в «Хористах», при всей их
незатейливости и предсказуемости, создана просто удивительная атмосфера.
Это, конечно, музыка, и любовь, преображающие мир. Не меньше вдумчивому и избирательному зрителю даст кинокартина «Общество мертвых поэтов» (Dead Poets Society, 1989), заслуженно занимающая верхние места в рейтингах лучших фильмов. Фильм "Чучело"
В СССР и России кино о школе было снято немало. В этот ряд впишутся и незабвенные «Приключения Электроника» и «Гостья из будущего»
– идеальные картины идеального прошлого. Сложно представить, чтобы
современные дети смотрели и цитировали эти фильмы так, как мы. Хотя то же «Чучело» все еще входит в программу внеклассного чтения на лето, а «Ералаш» до сей поры показывают по телевизору. Здесь можно было бы с признательностью и теплым чувством вспомнить советское кино о взрослых школьниках и учителях – «Весну на Заречной улице», «Большую перемену», «Доживем до понедельника»… "Доживем до понедельника"
Передо
мной стоит дилемма – продолжить разговор простым перечнем фильмов с их
краткими аннотациями или предоставить право составить этот список вам.
Пожалуй, я предпочту второе, поскольку в вашей эрудиции и
заинтересованности нисколько не сомневаюсь. Какое кино о школе вы смотрите или хотели бы пересмотреть со своими собственными детьми? Самое интересное – как ваши дети отзываются об этих фильмах? Моя же цель – рассказать вам об очень важной картине, сюжет которой также опирается на темы школы, учебы и морального выбора. Посмотреть
этот фильм меня убедила моя семья. На меня не повлияли ни афиша, ни
отзывы в интернете. Скорее даже наоборот. И не последуй я совету родных –
лишилась бы очень многого. Ведь, к сожалению, на глаза мне не попалось
ни одной публикации об этом фильме в православных СМИ. Зная, что я
чуть не потеряла, я переживаю, что и вы можете пройти мимо этой истории
по самым банальным причинам. Например, решив, что перед вами – обычная
спортивная драма. «Невидимая сторона» (The Blind Side). Фильм 2009 года, если верить «Кинопоиску» в России вышел не в кино, а сразу на DVD в 2010, спустя более чем полгода после мировой премьеры. «Невидимая сторона»
Самая
впечатляющая часть истории заключается в том, что фильм основан на
реальных событиях. Об этом свидетельствуют и кадры, сопровождающие
финальные титры. Главный герой картины – Майкл Ор – юноша
нескладной комплекции и тяжелой судьбы. Он лишен семьи, элементарной
заботы и просто крыши над головой. Из жалости его принимают в школу, в
которой он выделяется «как муха в стакане молока». Ни на что не годен,
ни к чему не способен. Никому не нужен. В этот момент он и
встречается с семьей Туи. Они – полная противоположность Майкла. У них
есть все: положение, власть, богатство. И происходит то, что в жизни
обычно называют чудом.
Ли
Эн Туи, очень красивая, деловая и успешная женщина, принимает решение
пустить бездомного подростка переночевать «хотя бы на одну ночь». Но «Невидимая сторона» рассказывает не о чуде, а о выборе людей, решивших во всем быть христианами. Сандра
Баллок, сыгравшая роль Ли Энн Туи, приемной матери Майкла, получила за
свое исполнение Оскара, Золотой глобус и несколько других наград как
лучшая актриса 2009 года. Она воплотила образ решительной, исполненной внутренней уверенности и силы матери, готовой до последнего защищать свою семью. В
«Невидимой стороне» рассказывает о простых вещах: взаимопомощи,
надежде, доверии и спасении. В этом фильме нет нарочитых цитат из
Писания. Соответствующие евангельские строки подготовленный зритель
вспомнит сам. Благодаря помощи и поддержке своей новой семьи Майкл
Ор, бывший неудачник и неумеха, становится талантливым спортсменом,
настоящей звездой американского футбола. На этом пути ему придется
преодолеть множество испытаний. Одно из них – это именно школа. Что
такое «Невидимая сторона»? Если речь идет об американском футболе, то
это – слепая зона квотербека – лидера команды нападения. Эту зону он не
может контролировать самостоятельно и поэтому нуждается в защите со
стороны более сильного игрока. Именно эту задачу и выполняет на поле
Майкл Ор. Символическое же значение «Невидимой стороны», пожалуй,
тоже очевидно. Во-первых, это вся та чужая жизнь, которая проходит мимо
нас, без нашей помощи и участия. Во-вторых, каждый из нас, как игрок на
поле, имеет свою слепую зону и отчаянно нуждается в защите. Кто же
защищает нас каждую минуту нашей жизни, даже тогда, когда мы и не
подозреваем об этом?..
Источник: http://www.pravmir.ru
|