«Да и вообще ты давай-ка бросай свое мусульманство!
Принимай православие, я тебе точно говорю!», – уверенно и по-простому
советовал один мили.., простите, полицейский своему напарнику,
досматривая на металлоискателе сумки посетителей 10-ой юбилейной
выставки «Православная Русь» в «Манеже».
«Мужчина, постойте, а что у вас в пакете?» – это остановили на входе
Владимира Романовича Легойду и попросили предъявить содержимое
полупрозрачного плоского пакетика с несколькими листами, очевидно,
бумаги внутри. Зато нас с тремя кофрами с фотоаппаратами (так
получилось) пропустили, кажется, намного быстрее.
Православная выставка в Манеже проходит в десятый раз, в этом
юбилйеном году она посвящена поведению итогов возрождения церковной
жизни в России, Украине, Белоруссии и других странах. В Манеже
представлен своеобразный отчет о работе епархий, монастырей, приходских
храмов, гимназий, семинарий, мастерских.
Выставка – интерактивная и мультимедийная. Плакатов и информационных стендов мало, вся информация размещена на экранах – подошел, нажал, картинка увеличилась, показали ролик.
В этом решении очевидны свои сильные и слабые стороны.
Православная выставка впервые, наверное, проходит на по-настоящему
современном уровне и может поспорить по качеству организации со многими
международными экспозициями. Выглядит инновационно, модернизационно,
лаконично, вся нужная информация представлена компактно, и смотрятся
тачскрины, мониторы и стены современно и интересно. Читать удобно,
смотреть видео возможно, звука в общем шуме, правда, не слышно.
Интересно и детям, и подросткам, и весьма пожилые посетительницы с
любопытством трогают экраны.
С другой стороны, производство таких роликов недешево (поэтому
хочется надеяться, что 191 ролику о епархиях найдется и другое
информационное применение), техника, конечно, подводит и иногда
зависает. Но главное – готов ли посетитель к восприятию такой
информации? Инфокиоски лучше всего работают, только если оказывают
какую-то услугу – продают билеты, сообщают расписание и т. д., чистая
информация на них востребована намного меньше.
Возможно, поэтому в день открытия в «живом» зале, где были представлены неинтерактивные иконы, облачения и богослужебные книги,
было намного оживленнее. Непривычно? Не освоено? Избыточно? Время и
изучение опыта выставок покажет, какие технологии оправданы и
востребованы более всего.
У выставки есть четкая логика – начало – чудотворная Тихвинская икона, специально привезенная в Москву.
Жаль только, что поместили ее на высоком постаменте – людям на
инвалидных колясках не приложиться без посторонней помощи, и это очень
обидно: ведь выставки позволяют правильно и грамотно организовать
пространство, учитывая нужды людей с нарушениями движения.
Открытие выставки прошло и торжественно, и по-домашнему – не было,
как в прошлые годы, первых лиц государства: они отмечали день Народного
единства в Нижнем Новгороде. Патриарх, приложившись к Тихвинской иконе,
сказал краткое слово о возрождении церковной жизни.
«Ни одна страна, ни одна цивилизация, ни одна религиозная группа, ни
одна Церковь не переживала то, что пережили мы, — грандиозное
возрождение Православия» – сказал Патриарх, и особенно отметил
возрождение народа. «Храмы никогда не строят и никогда не
восстанавливают, если в этом нет потребности, если нет мощного движения
снизу, если эти храмы не наполняются людьми, — никто не будет вкладывать
деньги в то, что не нужно. Мы вложили большие деньги, но не в деньгах
дело. Мы вложили наши силы, наше разумение, наше горячее чувство веры в
то, чтобы возродилась Русь».
Святейший поблагодарил организаторов. Кстати, их сразу можно было заметить: самые усталые люди – значит организаторы.
«Ну как ты снимаешь, ну какой ты журналист после этого?!», –
командует мне ответственный редактор ЖМП Евгений Стрельчик и выталкивает
меня практически в первый ряд. Вот – фоторезультат его воспитания.
Начался осмотр экспозиции.
Узкий, тёмный, подсвеченный красным коридор с изображениями
новомучеников посвящен годам гонений. Лица и имена тех, кто пошел за
Христом и кому мы теперь молимся. Посетители стараются обязательно
дотронуться рукой до стен с фотографиями.
«Ой, смотри, смотри, тоже пришли – как хорошо» – это сдерживаемая
охраной толпа радостно обсуждает идущих вслед за Патриархом мужчину в
кипе и буддистского монаха в ярком оранжевом одеянии.
Затем толпу останавливают в коридоре минут на 15 (кажутся вечностью) в
ожидании, когда высокие гости посмотрят экспозицию, и выпускают в
основной зал только благодаря прорвавшемуся вперёд председателю
Центризбиркома Чурову: «Впускайте, впускайте, там уже плохо людям сейчас
будет!».
В центральном зале на купол проецировался лик Христов.
В анонсе сообщалось, что меняющий цвет и настроение купол будет
отражать всю полноту Русской Православной Церкви. Насколько перемена
света действительно отражала церковную полноту – это вопрос к кандидатам
богословия, но что было красиво – это точно.
Под куполом располагались те самые интерактивные экраны с
вращающимися землями, на которых – храмы и епархии Русской церкви –
нажимаешь на Новую Зеландию и находишь так братьев и сестер во Христе.
«Я предпочитаю стили древнерусский и византийский», – объясняет
представитель иконописной мастерской посетительнице. Дети завороженно
смотрят на то, как иконописец выкладывает мозаику.
С очень довольным видом изучает экспонаты Василий Бойко-Великий в малиновом камзоле.
В иконном зале посетители переживают, что не подписаны работы: то ли это одна школа представлена, то ли сразу все, которые есть.
Рядом со своей иконой священник Андрей Давыдов (репортаж из его
мастерской читайте в ближайшее время на Правмире) отвечает на вопросы об
отличии энкаустики (его «коронной» технологии) от яичной темперы: «Все
дело в связующем элементе. Воск со временем только крепче становится, а
пигмента надо совсем немного. И получается, что иконе не страшны никакие
погодные условия. А видите, как она светится?».
На этой выставке почти нет казусных экспонатов, обычных частых гостей
таких мероприятий: именных кирпичей, чая «пу-эр» от токсинов, псалтири,
которая «снимает любую боль» и прочих валенок от порчи. Но и без
выставочных оксюморонов не обошлось.
Например, на стенде о празднике Петра и Февронии на 3 метрах
пространства располагались икона св. благоверных князя и княгини, мощи
святых, еще большая по размеру фотография Светланы Медведевой с
ромашками, на экране певец Александр Иванов тянул «Я причинил тебе
боль», и на фоне всего этого монахиня неторопливо записывала имена для
поминовения.
Посетители выставки.
И все же главное на выставках – это не экспонаты, не раздаточные
материалы и даже не интерактивные стенды. Главное – это живое общение.
Встречаются старые друзья, служащие за тысячи километров друг от друга.
Встречаются москвичи, которые хоть и живут рядом, но видятся еще реже.
Есть возможность спокойно поговорить со священником. Познакомиться с
руководителями служб и отделов. Встретить новых людей и подружиться на
годы. Общаются у стендов, общаются в коридорах, общаются на круглых
столах и конференциях.
Подведены итоги 20-летнего возрождения. Церковь вернули в жизнь
общества, и православные люди проделали огромную работу за прошедшие
годы. Какие задачи стоят перед нами в новом двадцатилетии? Удастся ли
сохранить сделанное? Сможем ли мы, православные, жить достойно и времени
гонений, и времени расцвета?
Начинается новый этап – подводить итоги через 20 лет.
Источник: http://www.pravmir.ru
|