Специальная система будет выявлять мошеннические схемы при кредитовании частных лиц
По информации «Известий», пять крупных банков — Сбербанк,
Промсвязьбанк, Юникредит Банк, НБ «Траст» и «Тинькофф Кредитные Системы»
— объединяются для борьбы с мошенничеством при получении кредитовчастными
лицами. Они примут участие в проекте по проверке кредитных заявок на
добросовестность в рамках единой системы Hunter. Ее тестирование
начнется 1 октября. Банкиры надеются снизить риски, уровень невозвратов и
сэкономить на издержках при выдаче займов.
Каждая кредитная организация накапливает большой объем информации о
своих неблагонадежных клиентах. Теперь данные, полученные от
потенциальных заемщиков, банки будут направлять в единую базу, тем самым
обмениваясь сведениями. В основе системы лежит движок, ищущий в новых
заявках несоответствия или подозрительные совпадения с поданными ранее
(например, одна машина находится в залоге сразу у нескольких людей).
Также системе не понравится, если один и тот же человек, направляя
запросы сразу в несколько банков, указывает разные места работы и
жительства, возраст, размер зарплаты и т.п. Если целый ряд параметров
будет расходиться, система присвоит заявке статус подозрительной.
— Система Hunter позволит банкам на базе накопленной информации принимать более точные кредитные решения,
тем самым пресекая недобросовестные попытки получить кредит, —
объясняет участие в проекте директор департамента розничных продуктов и
технологий Промсвязьбанка Иван Пятков.
А в управлении розничных кредитных рисков Юникредит Банка упирают на
то, что Hunter прежде всего позволит существенно сократить время на
проверки при рассмотрении заявки.
— Система способна проверить заемщика чуть ли не за минуту. К тому
же появляется возможность получить о потенциальном клиенте больше
информации, чем содержится в кредитной истории. Например, есть ли у
заявителя имущество в залоге, где он работает и т.д., — уточнили в
Юникредит Банке.
Привлекает кредитные организации и то, что в проекте участвует
акционер Бюро кредитных историй КИ «Экспириан-Интерфакс» — Сбербанк,
занимающий 32% рынка кредитования физлиц. Мало кто из банков откажется
получить информацию о кредитных заявках, поданных в крупнейший банк
страны.
— Система помогает определить, что именно надо проверить у
конкретного заемщика, а не просто предлагает позвонить ему на работу и
уточнить, сколько он зарабатывает, — заявил директор департамента рисков
Сбербанка Вадим Кулик. — Я думаю, что следующим крупным, стратегическим
даже в масштабах нашей страны шагом должно стать создание
общенационального Hunter. Как, например, в Великобритании или других
развитых странах. Для России это было бы серьезным шагом по снижению
уровня фрода (мошенничества).
Также Hunter способен выявлять наиболее распространенные мошеннические схемы.
— Например, какая-нибудь фирма «Шишки и мишки» выдает сотням
потенциальных заемщиков справки с места работы, а потом, разумеется,
исчезает, — рассказывает гендиректор бюро кредитных историй (БКИ)
«Экспириан-Интерфакс» (отвечает за внедрение и функционирование Hunter)
Даниэль Зеленский.
Первые результаты проекта предполагается обнародовать 18 ноября. В
компании Experian (глобальный разработчик информационных решений для
финансового сектора), создавшей Hunter, предполагают, что количество
подозрительных заявок в России значительно — около 5% от общего числа
заемщиков-физлиц. Тогда как, к примеру, в Великобритании, где система
действует много лет и себя оправдала, — не более 1,5%. Если «пилот»
будет успешным, то, по словам Даниэля Зеленского, к системе сразу
подключатся еще около 30 банков.
Но «Экспириану» с Hunter придется вступить в жесткую конкуренцию с
аналогичной системой, запущенной еще в мае 2010 года другим крупным БКИ —
«Эквифакс Кредит Сервисиз». Компания внедрила программу Fraud
Prevention Service (FPS), которая также анализирует данные на основе
кредитных заявок. Как отмечает гендиректор бюро Олег Лагуткин, система
дает возможность выявлять мошенников и исключать недобросовестных
заемщиков, пытающихся получить кредит любой ценой, не думая при этом его
возвращать.
— Конкуренция будет, поскольку продукты, в общем, схожи, — говорит
Олег Лагуткин. — Но мы уже материализовали выигранное на старте время в
многомиллионную базу данных и десятки работающих банков-клиентов. И
готовы еще поднажать.
Сейчас в рамках FPS уже есть возможность выдавать отчеты на основе
огромного количества анкет — около 100 млн. Информацию о заявках банк
может купить по цене от 1,5 рублей до 6 рублей за отчет, который можно
получить максимум за 30 секунд. Даниэль Зеленский, в свою очередь,
стоимость покупки данных в Hunter не раскрывает.
Защитники прав потребителей опасаются, что использование Hunter и
FPS нарушает закон о персональных данных. Но Зеленский и Лагуткин в одни
голос уверяют, что в системе аккумулируется обезличенная информация:
фамилии и имена граждан, подающих заявки на кредит, и часть паспортных
данных зашифрованы.
Есть также опасения, что в число «подозрительных» в результате
ошибки попадут благонадежные заемщики. Но и на это участники проекта
парируют: следить за точностью информации поможет опыт «Экспириан» в
плане анализа кредитных историй.
http://lf.rbc.ru/news/potreb/2011/10/13/195436.shtml
|