Задаваясь вопросом «Что грозит Украине, если завтра война?»,
очевидно, в первую очередь стоит обратить внимание на море. Это понятно,
ведь страны, которые когда-либо назывались возможными противниками
Украины (а это в первую очередь Румыния, Россия и Турция), имеют выход к
Черному морю, и задумав агрессию, наверняка бы использовали свои
военные флоты.
Помимо готовности отражения нападения с моря, ВМС Украины выполняют и
очень важную «международную» задачу - они традиционно являются
украинским инструментом военного сотрудничества как с отдельными
странами, так и их союзами. Например, с Россией мы дружим на Черном море
в рамках военно-морских учений серии «Фарватер мира», с той же РФ,
Турцией, Румынией и другими странами региона - в рамках опять-таки
военно-морской инициативы BLACKSEAFOR, по линии НАТО участвуем в
антитеррористической операции в Средиземном море «Активные усилия», по
линии ЕС - в антипиратской операции «Аталанта». Ну и, ко всему, на заре
своей независимости Украина провозгласила себя «морской державой», что
без сильных ВМС не имеет смысла.
Беззащитнее, чем в 1941-ом
Однако на практике украинские Военно-морские силы - не такая уж
грозная сила. В их составе на сегодня числится 26 боевых кораблей, что
не так уж мало для масштабов Черного моря. Но по сути это не полноценная
группировка, а «куски» Черноморского флота СССР, которые Киев сумел
выторговать у России.
В итоге, костяк ВМС Украины - эскадра разнородных сил с ядром в виде
бригады надводных кораблей, базирующихся в Севастополе. В свою очередь, в
бригаду входят флагман украинского военного флота фрегат «Гетман
Сагайдачный», корабль управления, 1 большой десантный корабль, 1 средний
десантный корабль, 2 противодиверсионных катера. Плюс бригада ракетных
катеров, - 4 РК, 2 из которых (типа «Молния») в ВМСУ именуются
корветами. Плюс бригада кораблей охраны водного района - 5 малых
противолодочных корабля, также именуемые корветами, и 2 морских
тральщика. Самые новые и боеспособные корабли - малые противолодочные
«Луцк» и «Тернополь» еще советского проекта 1124М.
Таким образом, ВМС Украины - это бессистемная группировка кораблей, и
способность ее к выполнению единых задач сомнительна. Проще говоря, из
нее можно выделить один-два корабля для участия в учениях, можно силами
этих кораблей провести какую-то мелкую операцию (например, по борьбе с
пиратами), но эффективно участвовать в «полноценных» баталиях против ВМС
противника наш флот едва ли сможет.
Главное в том, что численность и состав наших ВМС не позволяют
говорить о превосходстве даже над державами региона, гораздо меньшими по
населению и размерам. Например, что касается Румынии, то в составе ее
флота всего 14 боевых «вымпелов», но 7 из них - это ударные корабли (в
ВМС Украины таких всего 4 единицы). А это - разница в огневой мощи, по
которой украинский флот при своей большей численности проигрывает
румынам в разы.
Кроме того, у Румынии есть подводный флот, пусть и в виде одной
дизельной подводной лодки, а у Украины подводного флота нет. В самом
деле, не считать же боевой единицей украинскую ПЛ «Запорожье», которую
никак не удается оторвать от причала!
К тому же Румыния имеет флотилию на Дунае, что выгодно отличает ее от
Украины. Эти силы хотя и не впечатляют мощью, но способны ощутимо
поддержать наземную группировку в случае агрессии с пересечением Дуная, -
на первом ее этапе. У Украины таких возможностей нет (поразительно, но в
этом плане украинцы куда беззащитнее перед румынами, чем перед Великой
Отечественной войной, когда СССР со стороны Украины имел на Дунае мощную
флотилию).
Сравнивать ВМС Украины с флотами России и Турции и вовсе бессмысленно. Разница здесь просто колоссальна.
Балласт в 93%
Но вышеприведенное сравнение - это все же далеко не полная картина.
Прежде всего потому, что мы сравниваем голые цифры. В то время как если в
боевом составе ВМС числится 24 боевых корабля, то, понятно, это вовсе
не значит, что все они боеготовы и способны выполнять боевые задачи.
Ведь можно иметь и сотни кораблей, но толку от этого, когда в море могут
выйти единицы?
И вот тут-то у украинских ВМС наблюдаются самые большие проблемы. За
последние годы немало и украинских, и зарубежных экспертов анализировали
убогое состояние украинских ВМС. Но мы обратимся к официальным
источникам, благо из них пока можно почерпнуть нужную информацию. Так
вот, согласно разделу I официального ежегодного издания Минобороны
Украины «Белая книга - 2010. Вооруженные силы Украины», на начало этого
года были признаны боеспособными... всего 7% (!) кораблей и судов
обеспечения ВМС Украины. Комментарии излишни.
Но это не все. ВМС - это не только корабли. Говорить об успешных
действиях флота в современной войне без поддержки авиации невозможно.
Может быть, хоть здесь у украинских Вооруженных сил есть какие-то
серьезные успехи, которые помогли бы хоть как-то «компенсировать»
сомнительную мощь корабельного состава ВМС?
Никак нет. Весьма показательным случаем в этом плане был визит
Януковича в июле 2010 года в одну из бригад морской авиации в Крыму. Как
помним, Янукович тогда поинтересовался, какое количество имеющихся
самолетов поднимается в воздух. Ему сообщили, что из 20 истребителей
бригады в воздух может подняться лишь один. И ситуация, учитывая объемы
финансирования Минобороны, в ближайшее время никак не изменится.
Подайте на горючее
Однако и это не все. Можно иметь даже исправные корабли, но им нужно
топливо, чтобы выйти в море и выполнять возложенные задачи. Нефть и
нефтепродукты недаром в прошлом веке назвали «кровью войны» - без
достаточного их количества армия и флот могут сразу сдаваться, поскольку
воевать они не смогут. И тут стоит вспомнить факт трехлетней давности,
когда украинский корвет "Тернополь" вышел в Средиземное море в рамках
операции "Активные усилия", но без средств на горючее. В авральном
порядке Минобороны отыскало 3,5 млн. грн и проконвертировало их, чтобы
обеспечить корабль горючим в портах стран НАТО. И это, заметим, не
война, а заблаговременно долгими месяцами подготавливаемое мероприятие!
Так может, при Януковиче стало лучше? Да уж ни в коем случае.
Минобороны официально признает, что нынче выделяемых средств на
Вооруженные силы хватает лишь на то, чтобы финансировать лишь три
направления: денежное обеспечение и заработную плату, питание солдат, а
также коммунальные услуги. Остальные направления финансируются на уровне
25-30%, а боевая подготовка на уровне до 10%. При этом при «мудром»
правительстве Азарова цены на топливо постоянно растут, но в военном
бюджете это как-то не сильно учитывается.
Важно и то, что недостаток горючего означает: украинские моряки
выходят в море (а без этого полноценная боевая подготовка в ВМС
невозможна) очень эпизодически. Украина дожила до того, что треть (!)
выходов в море корабли ее флота осуществляют в ходе учений вроде
украино-американских «Си бриз», за деньги партнеров. А это означает, что
экипажи не могут иметь надлежащий уровень подготовки.
Непрофессиональные же военные, понятно, никогда не могут стать хорошими
защитниками.
Призрак корвета
Что же светит флоту в ближайшей перспективе? Казалось бы, на фоне
того металлолома, который представляют собой наши ВМС, лучом света можно
считать программу постройки первого украинского корвета. Но и здесь,
как известно, не без проблем. Мы уже писали о странностях в
финансировании этой программы, добавим лишь свежие факты, а они
поразительны.
Так, в свете принятия военного бюджета-2012 директор Департамента
финансов Министерства обороны Украины генерал-лейтенант Иван Марко вдруг
принялся утверждать, что финансирование развития вооружений и военной
техники в 2012 году будет резко увеличено. И уточнил: «Существенная
сумма, а именно 433,6 млн грн будет направлена на создание корабля
класса "корвет", в текущем году - это 85 млн грн. Я хочу отметить, что
продолжается проектирование этого корабля, ведутся переговоры с
иностранными представителями, работающими в сфере судостроения. Не
исключено, что будет привлечен Европейский банк для финансирования
программы создания "корвета", но это все предмет переговоров, которые
проводит Министерство финансов».
Европейский банк - это, конечно, здорово, но только не понятно, при
каких делах европейцы к обеспечению обороноспособности Украины. Как не
ясно, захотят ли они вообще связываться с Киевом в этом вопросе - пока
это только пожелание военного чиновника, не больше. Но это такое. Мы
услышали цифру: на корвет украинское правительство в следующем году
собирается выделить 433,6 млн грн. Конечно, обещать - не значит
жениться, но все равно приятно. Сумма вроде бы немаленькая.
Однако все познается в сравнении. Весной этого года тот же Кабмин,
утвердив корветную программу, установил, что стоимость постройки четырех
первых корветов составит свыше 16 млрд. грн. (по ценам 2011 года - а
они постоянно растут). Таким образом, если даже цены «замрут», то и
тогда с темпами в 434 млн грн в год четыре корвета будут строиться...
почти 37 лет! За это время в составе ВМС Украины сгниет все, что может, и
на тот момент эти 4 корвета - это и будет весь боевой состав наших ВМС.
Если еще только они еще будут построены...
Борис Такаев
|