Вчера в Севастополе, в рамках международного
фестиваля искусств «Война и мир» открылась выставка работ классика
советской военной фотографии Евгения Халдея.
Около 50
распечатанных с оригинальных негативов фотографий организаторы фестиваля
разместили в Военно-морском музее Украины, что на Михайловской батарее.
Фортификационное сооружение, стены которого буквально «дышат историей»,
как нельзя лучше подходит для подобной демонстрации. Черно-белые фото,
закрепленные на неотесанном камне, вмиг переносят зрителя в 40-е:
военные Север, Крым, Севастополь, Москва, Берлин… Именно там, а также на
многих других фронтах, был и снимал реальную жизнь советский военный
фотограф Евгений Халдей.
Он родился в Донецке. Фотокорром начал
работать в 16 лет. С 1939-го Халдей – корреспондент «Фотохроники ТАСС».
Начинал на флоте. С камерой «Leica» в руках военкор прошел всю войну –
от Мурманска до Берлина. Евгений Халдей участвовал в освобождении
Севастополя, в штурме Новороссийска, Керчи, в освобождении Румынии,
Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии.
Евгений Халдей снял
конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага на
Рейхстагом, подписание акта о капитуляции Германии, Нюрнбергский
процесс, на котором, к слову, одним из вещественных доказательств были
фотографии Евгения Ананьевича, сделанные в Севастополе.
В 1948
году, по обвинению в недостаточном образовательном уровне и
недостаточной политической грамотности, а по сути, из-за еврейской
национальности, кавалер многочисленных наград (в том числе и медали «За
освобождение Севастополя») Евгений Халдей был уволен из ТАСС. Однако
после смерти Сталина фотокор вновь получил доступ на газетные страницы…
В
1995 году Евгению Халдею была присуждена самая почетная награда в мире
искусства – титул «Рыцарь ордена искусств и литературы». Как ни странно,
на Родине у Евгения Ананьевича выставок было очень мало: из-за
притеснений властей организовать экспозиции было трудно. Их
организовывали в Европе, в том числе и в Берлине.
…Открывая
выставку, главный организатор международного фестиваля искусств «Война и
мир» Роман Мархолиа отметил, что экспозиция организована «при большой
помощи приехавшей из Москвы дочери Евгения Халдея - Анны Ефимовны
Халдей».
В своем выступлении Анна Халдей отметила, что «к стыду
моей страны, при жизни у Халдея не было ни одной персональной выставки в
Москве».
- В начале 90-х годов отец жил на жалкую пенсию, очень
скромно. Он был разочарован во всем, что происходило. Но в 1994 году к
Халдею приехал немецкий журналист. Была выпущена потрясающая книга. В
Германии было 3 выставки, а в 2008 году в Берлине в крупном музее была
3-х месячная персональная выставка: более 200 фото. Было очень много
народу. Также было 3 выставки в США. Выставки были везде в Европе, но
кроме России, - рассказала Анна Халдей.
После экскурса в прошлое дочь легендарного фотокора вернулась в современность.
-
Отец был бы счастлив, что его фотографии демонстрируются в Севастополе.
Прошло 67 лет со дня освобождения города-героя. Красной нитью у папы
прошел Север, где отец начал свою войну, и, потом – Севастополь. Когда я
сама занималась архивом отца, больше всего негативов – о Крыме. Это:
керченский полуостров и Севастополь. Сегодня мы представили много фото с
негативов, которые вообще не публиковались. Я вчера прошлась по
Севастополю, посмотрела восстановленный город. Я первый раз здесь, но по
кадрам отца я узнала отснятые им места и меня переполняют просто
необыкновенные чувства. Халдей очень хотел, чтобы эти исторические
документы увидели последующие поколения. Эти фото – это назидание и урок
будущим поколениям, - сказала Анна Халдей, заметив при этом, что у
открывшегося фестиваля очень меткое название - «Война и мир».
Вместе с дочерью легендарного фотографа мы прогуливаемся по выставочным залам…
На
фото - люди, солдаты и генералы, выигравшие войну, символы поверженной
Германии - немецкие штандарты, готовые к вбросу к мавзолею, знаменитые
конференции союзников, маршал Жуков на белом коне, Нюрнберг, где Геринг
закрывает от Халдея лицо, разрушенный Севастополь… И, конечно же, то
знаменитое фото водружения знамени над Рейхстагом.
- Когда
подходили к Берлину, у папы была мечта – снять водружение над Рейхстагом
флага Победы. Берлин заняли поздно вечером 30 апреля. Отец прилетел в
ночь на 2-е мая. Берлин горел, еще стреляли, Рейхстаг был весь разрушен.
Отец вел свои дневники: он записывал, что и кого снимал. Было трое
воинов – кавалер трех орденов солдатской славы киевлянин Алексей
Ковалев, дагестанец Абдул-Хаким Исмаилов – он скончался в прошлом году в
возрасте 94 лет, а третьим был белорус Леонид Горычев. На Рейхстаге
Халдей попросил Ковалева и так, и сяк повернуться: он пытался так
выстроить композицию, чтобы флаг был над поверженным Берлином. Ковалев
говорит, мол, меня надо подержать за сапоги: могу и свалиться. Держал
его как раз Исмаилов. Ковалев наклонился как мог, и Халдей отщелкал
целую пленку. Она сохранилась. Когда уже в редакции смотрели фото,
заметили, что у солдата на фото – двое часов. Но тогда было так:
советский солдат не может быть мародером. Булавкой выцарапывали из
пленки часы, закрыли это место ретушью: 50 лет это фото печатали с
одними часами. Сохранился негатив и с двумя часами на руке, - рассказала
Анна Халдей.
На вопрос «Нового Севастополя» о тройке Кантария -
Берест - Егоров, которая по официальной советской версии водрузила
Знамя Победы на крыше Рейхстага, Анна Халдей, хоть и очень осторожно, но
таки расставила точки над «i», а именно в вопросе изображенных на фото
людей. По словам дочери Евгения Халдея, фото было постановочным.
-
Вы назвали Кантария - Берест - Егоров. Да, были официальные люди. Я не
хочу вносить историческую неточность. Да, они были на самом деле. Тогда
же назначали: нужны были официальные люди, которые водружали флаг. Но не
было официального фото. Но я знаю, что Ковалева (которого и снимал
Халдей, - «НС»), который на 20-летие победы прилетел в Москву, его
прятали – никому не говорили, кто был на фото. Всегда писали «фото
ТАСС». И все. Вот - флаг Победы. Этот снимок печатался и в советской
периодике и во всем мире, - пояснила Анна Халдей.
Она также отметила, что «в те времена было много цензуры».
-
Ну не могли пропустить фото, где в 44-м, сразу после освобождения
Севастополя, на набережной загорают люди, гуляют улыбающиеся красивые
женщины, играют и делают зарядку дети. Вот эти мирные фото – они были на
контрасте с той оккупацией, которую пережил Севастополь. Это была
идеология: говорили, что можно показывать, а что нельзя. Негативы
вымарывали, ретушировали, - пояснила Анна Халдей.
При этом она заметила, что из-за национальности на Халдея давили, ущемляли.
-
Если бы Сталин не умер, Халдей уже собирал вещи… Слава Богу, отец
остался жив и никогда не изменил профессии, снимал всю жизнь, - добавила
дочь Евгения Халдея.
Выставка вызвала большой общественный
интерес. Совершить виртуальную экскурсию своим читателям предлагает и
«Новый Севастополь»…
Александр Пархоменко, «Новый Севастополь»Фото автораАлександр Пархоменко, "Новый Севастополь"
Фото автора