Развитие электротранспорта в мегаполисах является общемировой тенденцией. В условиях подорожания топлива и загазованности на первый план выходят такие преимущества электротранспорта, как экономическая выгода и экологическая чистота. В Украине троллейбусное движение существует в 46 городах, трамвайное движение осуществляется в 24 городах. Сегодня общественный городской электротранспорт находится в сложной ситуации – электротранспортные предприятия в большей своей части являются дотационными. Украинские города отданы на откуп маршрутным микроавтобусам. Между прочим, один троллейбус по объемам перевозок заменяет 20 микроавтобусов, которые, кстати, и являются основным источником городских бед: пробок, ДТП, вредных выхлопов и т. д. Похожую ситуацию страны Европы пережили еще в 50-х годах прошлого века. Они тоже столкнулись с такими проблемами, как транспортная перегрузка магистралей, пробки, загазованность.
В 2006 году Кабинетом министров Украины была утверждена программа развития городского электротранспорта на 2007-2015 гг. Программа предусматривает финансирование мероприятий по обновлению парка троллейбусов (более 3000 единиц) и трамваев пропорционально для всех городов, где функционируют системы городского электротранспорта. Госфинансирование предоставляется при условии, что местные власти самостоятельно изыщут 50 % стоимости троллейбусов и трамваев. Отечественные производители троллейбусов и трамваев могут в полной мере удовлетворять внутренние потребности городов Украины, администрации европейских городов предлагают реализовать свой парк электротранспорта б/у по льготным ценам, неправительственные фонды способствуют получению грантовых средств на модернизацию общественного транспорта. Желающий идти – осилит дорогу, но проблемы регионального общественного транспорта, прежде всего, электрического, – трамваев и троллейбусов - остаются за рамками интересов региональных властей.
Проблемы общественного транспорта вызваны не только тем, что нет средств на закупку и обслуживание новых троллейбусов. Это и недостаток профессиональных кадров для управления транспортным хозяйством, сложная ситуация на дорогах (несанкционированные парковки, маловместительные и многочисленные маршрутные такси), низкий спрос со стороны платежеспособного населения – это неполный перечень проблем, с которыми сталкиваются региональные власти, идя по пути решения транспортного обеспечения горожан.
В СМИ редко появлялись сведения об успехах севастопольских троллейбусников. Провели конкурс на звание «лучшего водителя», скромно отметили юбилейную дату КП «Севгорэлектротранс», провели выставку нового электротранспорта, который пока является мечтой жителей Севастополя. Между тем, информация о критических ситуациях в работе общественного транспорта появлялась в СМИ гораздо чаще: сбой движения транспорта из-за погодных условий, ДТП с участием троллейбусов, частных маршруток и личного транспорта. Пассажиры в троллейбусах горели, причиняли себе увечья. Об изменении транспортного сообщения в городе троллейбусники узнавали самыми последними и движение троллейбуса по встречной полосе – это тоже было в нашем городе. Журналисты писали материалы о том, как в троллейбусах орудуют воры-карманники, как троллейбусы перекрывают транспортное движение.
Ситуация внутри самого транспортного предприятия за последние пять лет закручивалась в клубок неразрешимых проблем. Сводки о долгах перед сотрудниками троллейбусного управления поступали ежемесячно: водители, кондукторы, ремонтники не получали свою заработную плату месяцами и как жили они сами и их семьи остается загадкой. Руководители ГП «Севгорэлектротранс» сменялись с пугающей частотой: при этом проверку результатов деятельности при каждой смене руководителя никто не проводил. Смена руководства, недовольство сотрудников невыплатой заработной платы, ухудшение положения троллейбусного парка – все чаще и чаще приводили к тому, что на поверхность стала выходить информация о множестве частных фирм, поставляющих запчасти и комплектующие для троллейбусов по завышенным расценкам; о существовании множества «мертвых» душ из числа сотрудников, которые и не появлялись на предприятии, а заработную плату получали; о желании продать имущество предприятия в виде базы отдыха «Батилиман» за бесценок; о закупленных троллейбусах, так и не попавших в город, при этом немалые суммы, заплаченные за них из бюджета города, так и не были возвращены. Доходы от рекламной деятельности, аренды коммунального имущества, предоставления сопутствующих услуг на базе предприятия занижались. Администрация города в лице С.В. Куницына грозила прокурорскими проверками, но так и реализовывала метод «кнута» на практике. Позже, уже при другой администрации, было закрыто депо № 2 и 200 сотрудников предприятия остались без работы, были вынуждено уволены без выплаты пособия и предоставления нового места работы.
Общественность города много говорила и писала о проблемах троллейбуса. Была проведена акция «Я люблю тебя, троллейбус», которая явилась стартом общегородского движения по спасению единственно безопасного, экологичного и экономичного вида транспорта – троллейбуса. С радикальными требованиями выступала и севастопольская молодежь, требуя смены руководства предприятия и придания троллейбусу статуса «социального транспорта». На общегородских форумах проблемы Севастопольского троллейбуса стали активно обсуждаться жителями города. В конце мая были инициированы и проведены общественные слушания по решению проблем севастопольского троллейбусного управления, итогом которых стала резолюция, которую депутаты так и не смогли утвердить на сессии городского Совета. Жители города и общественные организации, констатируя неспособность существующей администрации как города, так и самого предприятия, решить проблемы троллейбусного движения, предложили собрать средства на «народный троллейбус». Но какие же реальные перспективы на сегодняшний день у общественного городского транспорта?
Планов и проектов по улучшению городского общественного транспорта за последние 5 лет было немало. На уровне администрации еще в 2008 году звучали слова о том, что транспортная сфера как объект инвестиций не имеет плана развития. Существует региональная программа «Транспорт» 2005-2015 гг., которая была утверждена Горсоветом еще в 2005 году. По этой программе выделялись и средства, и были запланированы мероприятия по улучшению коммунального транспорта. Однако существующий коллапс в сфере движения городского транспорта свидетельствует о том, что данная программа так и не стала настольным документом ни для администрации г. Севастополя, ни для руководителей КП «Севгорэлектротранс».
На протяжении последних пяти лет звучали инициативы и возникали люди, которые готовы были работать на благо улучшения коммунального транспортного обеспечения. Построить троллейбусную линию, которая бы связывала Симферополь и Севастополь, предлагали производители троллейбусов из Чехии. Михаил Юрлов, председатель ОО «Фонд «Севастополь» предлагал администрации Саратова получить в качестве гранта 5 млн. евро для приобретения немецких троллейбусов. Бывший директор КП «Севгорэлектротранс» В.Ф. Цыбулькин хотел строить новые троллейбусы на базе севастопольских ремонтных мастерских. В городе презентовали свои троллейбусы различные производители из Минска и Днепропетровска. Существовали и планы запуска экологически чистого общественного транспорта в виде диковинных «электробусов». Планировалось связать троллейбусной линией Севастополь и Балаклаву. Способом решения транспортной проблемы городского кольца в Севастополе отдельные руководители транспортного хозяйства города видели запуск трамвайной линии как «возвращение исторической реликвии». Все эти планы и прожекты на сегодняшний день, к сожалению, остались пока на бумаге или в головах тех, кто считал, что решение транспортной проблемы – по силам общественности.
Каковы пути решения общегородской проблемы общественного и городского транспорта? Несомненно, что ответ на этот вопрос лежит в плоскости формирования эффективной команды управленцев или менеджеров, как на уровне городской администрации, так и на уровне управления КП «Севгорэлектротранс». Кроме того, администрация города, общественные организации, депутаты, предприниматели в условиях ограниченности финансовых ресурсов должны изыскивать все возможные средства и пути обновления троллейбусного парка. От самих жителей также зависит - станет ли приоритетом их личного пользования троллейбус или все так и будут продолжать платить огромные для бюджета каждого простого человека средства за перемещение в частных маршрутных такси или, все-таки, народная акция «Я люблю тебя, троллейбус» станет действительно народной. Как известно, «любить – значит помогать»… И если уже сегодня меры по спасению севастопольского троллейбуса не будут предприняты, то общеукраинская статистика числа городов, где есть троллейбусы, уменьшиться до 45 городов, из числа которых Севастополь будет исключен. Наша общая задача – не допустить такого развития событий, троллейбусное движение в городе-герое необходимо сохранить.
Секретарь общественных слушаний по поддержке КП «Севгорэлектротранс»
Прокина Е.А., председатель ОО ИГ «Севастопольские мамы»