В
севастопольской газете «Подробности» была опубликована под броским
заголовком статья «Бюджетный грабеж под маской инвалидов?» за подписью
депутата горсовета В. Зеленчука, в которой прозвучали публичные
обвинения в адрес Региональной комиссии по вопросам деятельности
предприятий и организаций общественных организаций инвалидов в г.
Севастополе (далее – Региональная комиссия).
В. Зеленчук пишет,
что им «обнаружена схема увода по цепочке из бюджета города немалых
средств за аренду помещений и самого коммунального имущества из
городского фонда с помощью инвалидов. Вернее… с помощью льгот, которые
государство предусмотрело для облегчения деятельности и финансировании
инвалидов». В эту так называемую цепочку В.Зеленчук включает среди
прочих Фонд коммунального имущества, предприятия инвалидов, Региональную
комиссию и др.
Как считает В. Зеленчук, эта схема выглядит следующим образом:
Некая
Региональная комиссия, с составом которой (цитируем) «еще следует
разобраться», предоставляет предприятиям инвалидов льготы, не
соответствующие критериям социальной значимости по защите инвалидов. Эти
льготы они незаконно передают коммерческим структурам и используют их
прежде всего для получения без конкурса в аренду помещения коммунальной
формы собственности у ФКИ СГС.
Аренду за помещения они
оплачивают «по льготным расценкам для инвалидов», а в конечном
результате – подают заявление и «на льготных условиях» выкупают эти
помещения. Тем самым город лишается средств на пополнение бюджета. В
качестве примера в статье взято предприятие объединения граждан «АВиК
плюс» СГО ВОИ СОИУ. Для убедительности Зеленчук делает ссылки на
некоторые законодательно-нормативные документы, регламентирующие
деятельность Региональной комиссии.
Всю надуманность этой схемы В. Зеленчука легко опровергают реальные факты.
Прежде
всего, Региональная комиссия ведет свою деятельность в г. Севастополе с
ноября 2001 г., а не с 2007 г. как пишет автор статьи, «по ул.
Будищева, 9».
Состав Региональной комиссии четко прописан в ст.
14.1 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в
Украине» и п.6 Положения о Региональной комиссии, поэтому «разбираться» с
этим вопросам, как предлагает В. Зеленчук, достаточно просто.
Региональную Комиссию возглавляют два сопредседателя, которыми являются
по должности соответственно заместитель председателя Севастопольской
городской госадминистрации по социальным вопросам и председатель
Постоянной комиссий по социально-гуманитарным вопросам Севастопольского
городского Совета.
В состав Региональной комиссии входят по
одному представителю от управлений труда и социальной защиты населения,
финансов, экономики, транспорта и связи Севастопольской
госадминистрации, Севастопольского городского отделения Фонда социальной
защиты инвалидов, Государственной налоговой администрации в г.
Севастополе, Контрольно-ревизионного управления, главного управления
Госкомзема, Севастопольской городской таможни, Центра занятости, депутат
постоянной комиссии по социально-гуманнитарным вопросам
Севастопольского городского Совета и представитель, делегированный
Совещательным Советом общественных организаций инвалидов в г.
Севастополе. С кем именно «следует разобраться»?
Депутат В.
Зеленчук, как член постоянной комиссии по социально-гуманитарным
вопросам Севастопольского городского Совета, от которой в состав
Региональной комиссии входят два ее представителя, мог бы просто
поинтересоваться у своих коллег депутатов о составе и работе
Региональной комиссии.
Решения о предоставлении предприятиям и
организациям общественных организаций инвалидов на право пользования
льготами по налогообложению принимаются Комиссией в соответствии с
«Порядком предоставления разрешений на право пользования льготами по
налогообложению для предприятий и организаций общественных организаций
инвалидов» (далее – Порядок), утвержденным Постановлением Кабинета
Министров Украины от 08.08 2007 г.N1010 ( в настоящее время действует в
редакции от 19.01.2011 г.).
В соответствии с п.2 Порядка,
выдаваемые Региональной и Межведомственной комиссиями Разрешения на
право пользования налоговыми льготами предприятиям и организациям
общественных организаций инвалидов предоставляется ими при условии
соответствия Предприятиями критериям социальной значимости (в
соответствии с действующими законодательно нормативными документами):
1)
среднеучетная численность инвалидов, которые работают на предприятиях, в
организациях в течение предыдущего отчетного (налогового) периода,
должна составлять не менее как 50 процентов среднеучетной численности
штатных работников;
2) фонд оплаты труда инвалидов, которые
работают на предприятии, должен составлять в течение предыдущего
отчетного (налогового) периода не менее как 25 процентов суммы общих
расходов на оплату труды, которые относятся к валовым расходам
предприятия;
3) сумма расходов предприятия на переработку
(обработку, другие виды превращения) сырья, комплектующих, составных
частей, других покупных товаров, которые непосредственно используются
для изготовления таких товаров, должны составлять не менее 8 процентов
продажной цены товаров;
4) размер среднемесячной заработной
платы инвалидов, которые работают на предприятии, в эквиваленте полной
занятости должен быть не менее как законодательно установленный размер
минимальной заработной платы;
5) выполнение предприятием решений
Комиссии и региональных комиссий (кроме предприятий, организаций,
которые обратились впервые) по вопросам определения механизма и порядка
получения льгот из налогообложения.
В статье В. Зеленчука
утверждается (правда в форме вопроса в адрес «контролирующих и
проверяющих органов»), что «предприятия инвалидов, которым
предоставляется льгота, могут не соответствовать критериям, по которым
эта льгота выдается…», тем самым ставится под сомнение легитимность
предоставляемых Региональной комиссии льгот по налогообложению.
Региональная
комиссия по вопросам своей деятельности ежегодно проверяется городской и
районными прокуратурами города, другими контролирующими органами, куда
мы и рекомендуем обратиться В. Зеленчуку за материалами по данному
вопросу.
В статье В. Зеленчука также сделан «вывод, что ПОГ «АвиК
плюс» СГО ВОИУ (примечание: аббревиатура предприятия указана
неправильно. - Авт.), которому возможно, была предоставлена льгота, как
предприятию, созданному общественной организацией инвалидов (что требует
дополнительной проверки), незаконно передал свое право на получение
льгот по налогообложению другим коммерческим предприятиям, не имеющим
такого права».
Подобное заявление свидетельствует о том, что В.
Зеленчук проявляет полную некомпетентность в данном вопросе. Предприятие
как юридическое лицо, получившее Разрешение на налоговую льготу, в
соответствии с действующим законодательством самостоятельно
предоставляет все отчеты о своей хозяйственной деятельности в налоговые
органы, Пенсионный фонд, другие фонды, в которых и отражаются показатели
пользования этой льготой, какое-либо другое юридическое лицо не может
пользоваться налоговыми льготами предприятия. Мы были бы признательны В.
Зеленчуку если бы он разъяснил Региональной комиссии и налоговым
органам, как возможно передать право на пользование льготой от одного
предприятия другому.
Что касается вопроса о предоставлении
налоговых льгот предприятию объединения граждан «АВ и К плюс»
Севастопольской городской организации Всеукраинской организации «Союз
организаций инвалидов Украины» (далее – «Предприятие»), то Региональная
комиссия сообщает следующее.
ПОГ «АвиК плюс» СГО ВОИ СОИУ
является одним из старейших предприятий общественных организаций
инвалидов, которое ведет свою хозяйственную деятельность с февраля 2000
г. Учредителем и собственником предприятия является Севастопольская
городская организация Всеукраинской организации «Союз организаций
инвалидов Украины.
Решением Межведомственной комиссии в 2010 г.
предприятию «АВ и К плюс» СГО ВОИ СОИУ было предоставлено Разрешение на
право пользования налоговыми льготами в соответствии с действующим
законодательством на отчетный налоговый период (год). Решение о
предоставлении налоговых льгот принималось Межведомственной комиссиией, а
не Региональной комиссией в связи с тем, что предприятие имело за
предыдущие отчетные (налоговые) периоды валовые доходы в объеме более
8400 размеров минимальной зароботной платы за предыдущий (отчетный) год.
Решение Межведомственной комиссии о предоставлении налоговых
льгот предприятию «АВ и К плюс» СГО ВОИ СОИУ было принято в строгом
соответствии с критериям социальной значимости Предприятия.
В
2010 г. – середнеучетная численность инвалидов, которые работали на
предприятии, составляла 82,0 %; фонд оплаты труда инвалидов составляла
75 % от суммы общих затрат по оплате труда сотрудников предприятия;
розмер середнемесячной зароботной платы инвалидов составлял 1132,00
грн.при минимальной среднемесячной зарплате – 888,3 грн. Затраты
Предприятия на оказание благотворительной помощи инвалидам и другим
социально незащищенным категориям жителей города за последние 3 года
составили свыше 400 тыс. грн.
На предприятии в настоящее время работают 21 инвалид, а не «несколько человек», как сказано в статье В. Зеленчука.
Закон таким образом не нарушен ни в одном параграфе, ни в одной букве. Может быть, по мнению В. Зеленчука, плох сам закон?
В
связи с приведенными цифрами и фактами о деятельности Предприятия,
уместно также задать вопрос успешному предпринимателю и бизнесмену В.
Зеленчуку – сможет ли он назвать в городе какое-либо другое предприятие,
которое на протяжении последних 10-ти лет имело в штатном составе своих
работников инвалидов в количестве от 70% до 80%, где фонд оплаты труда
инвалидов составлял бы 50-70% от общего фонда оплаты труда сотрудников, а
также спросить у В. Зеленчука – сколько рабочих мест для инвалидов,
хотя бы за последнии 3 года, было создано на предприятиях и в
организациях, которые он возглавляет?
К вопросу о предоставлении в аренду помещений коммунальной собственности предприятиям инвалидов.
Предоставление
предприятиям общественных организаций в аренду помещений коммунальной
собственности производится Арендной комиссией, в состав которой входят
депутаты СГС, сотрудники СГГА.
С 2005 г. в соответствии с
действующим законодательством предприятиям общественной организации
инвалидов, наряду с бюджетными учреждениями, музеями, предприятиям и
общественными организациями в сфере культуры и искусств, религиозным
организациям, издательствам, предприятиям книгораспространения и др.,
вне конкурса предоставляются помещения коммунальной формы собственности.
В отличии от всех других предприятий и организаций, которые имеют право
на получение помещений коммунальной формы собственности вне конкурса,
предприятиям инвалидов это право предоставляется только при условии, что
ему «определена целесообразность предоставления государственной помощи в
соответствии со ст. 14-1 и 14-2 Закона Украины «Об основах социальной
защищенности инвалидов в Украине», т.е. если оно пользуется налоговыми
льготами. Но для получения льгот предприятие инвалидов должно вести
хозяйственную деятельность в период не менее 6 месяцев. Риторический
вопрос: как предприятию инвалидов вести хозяйственную деятельность в
начальный период своей работы в течении 6 месяцев не имея помещений?
Каких-либо
льгот для предприятий инвалидов по арендной плате за использование
помещений коммунальной формы собственности просто не существует. Они
оплачивают экспертную оценку на основании которой установливается размер
арендной платы в соответствии с Методикой расчета и порядка
использования платы за аренду государственного имущества, утвержденной
Постановлением КМУ и в полном размере платят все арендные и коммунальные
платежи. Так, например ПОГ «АВиК плюс» за использование арендованных
коммунальных помещений по адресу наб. Назукина платят 1369,8 грн в месяц
(площадь – 40,1 кв.м); пр. Гер. Сталинграда,28 – 2037,8 грн.в месяц
(площадь –103 кв.м.). Предприятиями также. за счет собственных средств
проводят все ремонтно-строительные, электротехнические и др. работы в
арендованных помещениях.
Все эти цифры и факты существенно разнятся с приведеннями в статье В. Зеленчука.
Если
В. Зеленчук так обеспокоен арендными платежами предприятий инвалидов,
то ему следует напомнить что в соответствии с расчетами Минэкономики
Украины стоимость создания одного рабочего места для инвалида составляет
от 60 до 100 тыс. грн., поэтому экономический эффект деятельности
предприятия по созданию 15 рабочих мест для инвалидов в арендованных
помещениях коммунальной формы собственности составляет свыше 1,5 млн.
грн. и эти средства берутся не из бюджета города, о которых он так
печется.
Утверждение В.Зеленчука о том, что предприятия инвалидов
«на льготных условиях» выкупают помещения коммунальной собственности
просто не соответствует действительности. Во-первых,
законодательно-нормативные документы не предусматривают каких-либо льгот
по покупке коммунальной собственности, во-вторых, до настоящего времени
ни одно предприятие общественной организации инвалидов города не имеет в
собственности помещения (здание по адресу ул. Гоголя, 30, где
расположен СевУПП УТОС принадлежат Центральному Правлению УТОС в Киеве).
В заключении хотим сказать, что отдаем себе отчет: реальные
проблемы инвалидов вряд ли интересуют В. Зеленчука, такой богатый
человек их просто не понимает. Мы же пользуемся любой возможностью
акцентировать внимание и властей, и предпринимателей, и жителей города
на вопросах социальной защиты инвалидов и поддержки предприятий
инвалидов которые решают вопросы трудоустройства лиц с ограниченными
физическими возможностями.
Секретарь Региональной комиссии А.В. БезруковКоординатор Совещательной Рады общественных организаций инвалидов г. Севастополя В.И. КулишДиректор ПОГ «АвиК плюс» СГО ВОИ СОИУ Н.И. Мартынюк