Уважаемые севастопольцы, гости, друзья и все те, кто
всем сердцем любит Севастополь, как долго вы будете довольствоваться
убогими комментариями из советского прошлого о нашем легендарном городе –
герое и природе Крыма? Кажется, что время приостановилось, и
современный взгляд на настоящее отражается лишь в области недвижимости,
да и то в отношении вырастающих вилл, шикарных загородных домов и вообще
элитжилья на побережье! Скучно, непрогрессивно! Мир полон возможностей,
свежих веяний и интересных идей, и сегодня, при поддержке реальной
прогрессивной власти, удается превратить наш город не только в военно –
морскую базу двух дружественных флотов, но и в крупный международный
пассажирский, торговый порт и в главный центр международного яхтинга на
Черном море.
В свете реализации решения коллегии СГГА, которая состоялась 21 июля,
где обсуждалась концепция развития парусного спорта и яхтинга в
Севастополе, я расскажу о возможностях развития парусного спорта и
яхтинга в городе Севастополе и в Украине в целом. Развитие
парусного спорта и яхтинга в Украине возможно в нескольких приморских
городах, таких как Одесса, Мариуполь, Николаев и Севастополь. Эти города
имеют достаточно развитую инфраструктуру, здесь исторически развивался
парусный спорт и природные условия позволяют активно заниматься
яхтингом. Однако только климатические условия Севастополя позволяют
заниматься парусным спортом круглогодично, так как только
севастопольские бухты не замерзают в зимнее время. В этих бухтах, наряду
с военными, располагаются и социальные объекты, имеющие водно –
спортивную специализацию (яхт – клубы, водные станции, гребные базы и
лодочные стоянки). Однако, несмотря на наличие таких объектов, город
Севастополь на сегодняшний день не сможет принять и провести на
достойном уровне ни одну крупную международную регату, потому что ни
одна водная станция и ни один яхт – клуб или яхтенная стоянка не
соответствуют современным международным требованиям и европейским
стандартам. Нами был изучен и проанализирован опыт строительства и
функционирования яхт – клубов и яхтенных марин (яхтенных портов) в
странах Европы, где наиболее развит яхтинг (Турция, Греция, Италия,
Франция, Испания, Германия). Яхтенные марины в этих странах приносят в
бюджет колоссальные доходы, создают новые рабочие места, совершенствуют
инфраструктуру приморских городов и привлекают большое количество
яхтенных туристов и яхтсменов со всего мира. К примеру, по заявлению
министра транспорта Турции, господина Бинали Ялдирима, в 2010 году
Турция получила доход от яхтенного туризма в размере 4 млрд долларов США
и планирует в ближайшее время довести эту цифру до 10 млрд долларов
США. Для этого в прошлом году в Турции было построено и введено в строй 5
новых яхтенных марин общей вместимостью 2 940 яхтенных мест, и в
настоящее время строятся и готовятся к вводу в эксплуатацию еще 8
яхтенных марин вместимостью 1 765 мест. На стадии тендерных конкурсов
планируется получить еще 2 785 мест яхтенных стоянок. После ввода в
строй всех этих яхтенных марин в Турции постоянно смогут базироваться 15
000 яхт, а к 2023 году турки планируют довести количество мест яхтенных
стоянок до 50 000! Можно легко подсчитать, что и доходы Турции только
от яхтинга тогда достигнут 20 млрд долларов США! А что делается в этой
области в нашем городе? А ведь именно Севастополь имеет самые лучшие
природные условия на Черном море для создания яхтенных марин и яхт –
клубов. Проанализируем историю развития и функционального назначения
яхтенных марин в Европе, которая позволяет разделить их на 4 основные
группы.
МАРИНЫ 1 – ГО ПОКОЛЕНИЯ Первоначально
яхтенные марины возникали стихийно в естественных природных условиях,
обеспечивающих их безопасную и, как правило, рейдовую стоянку. Это было
возможным в устьях судоходных рек со слабым течением и в естественных
закрытых бухтах. Чаще всего марины возникали возле населенных пунктов
или около верфей. Гидротехнические сооружения (ГТС) и причальное
оборудование марин 1 – го поколения были примитивными и обеспечивали
лишь минимальные потребности по стоянке и обслуживанию плавсредств.
Такие стоянки для шлюпок и небольших катеров мы можем наблюдать и у
нас—в бухтах Стрелецкой, Омеге, Александровской и Инкермане.
МАРИНЫ 2 – ГО ПОКОЛЕНИЯ специально
обустраивались в качестве мест для стоянки яхт на территории и
акватории ранее построенных торговых или рыбных портов. Имеют
значительные капитальные причальные сооружения, трансформированные или
реконструированные специально для обслуживания яхт. Они широко
распространены, создаются в настоящее время в Италии и Турции. В
качестве примера можно привести яхтенную гавань Золотой символ в
Балаклаве и стоянки для яхт на бывших военных причалах Севастополя в
бухте Южной.
МАРИНЫ 3 – ГО ПОКОЛЕНИЯ представляют
собой специально построенные порты для стоянки и обслуживания яхт. Как
правило, площадь акватории значительно больше площади территории марины.
Фактически представляют собой стоянки для яхт на воде. Сегодня являются
наиболее распространенным типом марин. Основная прибыль—от арендной
платы за стоянку и обслуживание яхт. К сожалению, в Севастополе пока нет
таких яхтенных марин.
МАРИНЫ 4 – ГО ПОКОЛЕНИЯ (МАРИНЫ – ДЕРЕВНИ) Наиболее
перспективные объекты яхтинга, представляющие собой марины с развитыми
ГТС и жилыми зданиями непосредственно на причалах (при определенных
допущениях можно провести аналогию с мотелями). Являются максимально
привлекательными для туристического контингента широкого спектра. Обычно
площадь акватории меньше площади территории, при высокой плотности
жилой и рекреационной застройки. Основная прибыль—за счет
функционирования самых разнообразных объектов сервисного обслуживания
туристов и отдыхающих на фоне морского и яхтенного антуража. Для
Черноморского побережья Севастополя выбор компоновочного решения и
функционального назначения отдельных комплексов сооружений, входящих в
состав яхтенной марины, обусловливается, помимо естественного режима
побережья, целым рядом других условий: —марина должна обеспечивать удобную и безопасную эксплуатацию и стоянку катеров и яхт при любых погодных условиях; —территория
марины должна обеспечивать размещение комплекса зданий и сооружений,
соответствующих назначению марины по всему спектру предоставляемых
услуг, и соответствовать современным международным требованиям и
стандартам; —строительство марины должно производиться с минимально
возможным изъятием городских земель в наиболее осваиваемой (и,
соответственно, наиболее ценной) прибрежной зоне; —законодательство должно создавать комфортные условия для иностранных и отечественных яхтсменов и яхтенных туристов. В
качестве примера можно рассмотреть наше предложение по размещению в
бухте Казачьей яхтенной марины с сервисным центром и яхт – клубом со
школой высшего спортивного мастерства, как центром олимпийской
подготовки Украины в виде морского ландшафтно – рекреационного
комплекса. Севастополь является самой южной точкой Крыма и Украины и
рядом с такими соседями, как Турция и Болгария, с развитой
инфраструктурой яхтинга, имеет возможность перенимать положительный опыт
наших соседей в этой отрасли, для чего необходимо: —продолжать развивать городскую инфраструктуру яхтинга; —совершенствовать отечественное законодательство в области яхтинга; —популяризировать занятия парусным спортом и яхтенным туризмом в СМИ; —привлекать
в Севастополь яхтсменов, организуя различные парусные регаты (Кубок
Крыма, Кубок Черного моря, Севастопольская парусная неделя, по примеру
города Киля) и яхтенные ралли, по примеру Черноморского яхтенного ралли
"КАЙРА". Эти мероприятия позволят: значительно пополнить городской
бюджет через налоги и сборы, а также через проведение земельных
аукционов для строительства яхтенных марин и яхт – клубов; создавать
новые рабочие места; получать косвенные доходы от прибытия в город
яхтенных туристов. По опыту стран Средиземноморья, одна пришедшая яхта
пользуется сервисом и услугами минимум по десяти направлениям: ремонт
парусов, сервис яхтенного оборудования, бытовые услуги, общественное
питание, экскурсионное обслуживание, услуги наземного транспорта и связи
и т.д. Опыт развитых европейских стран показывает, что доходы от
яхтенного туризма превышают доходы от гостиничного бизнеса на 50—70%. Современный
яхтинг—это не только спорт и туризм, но и развитие малого судостроения и
судоремонта, что тоже очень актуально для города Севастополя. Несколько
слов непосредственно о парусном спорте, поскольку я являюсь президентом
Парусной федерации Украины. Олимпийский парусный спорт имеет в своей
программе 11 номеров и классов яхт, кроме этого, еще имеются
международные детские и юношеские классы яхт, в которых проводятся
национальные, европейский и мировые первенства. Ребёнок начинает
заниматься парусным спортом с 8 лет на яхтах класса "Оптимист" или
"Кадет" и может продолжать свои занятия до глубокой старости, переходя с
возрастом из одного класса яхт в другой. Севастополь знаменит своими
яхтсменами: Валентин Манкин—3 – кратный олимпийский чемпион, Светлана
Матевушева—призер Олимпиады в Греции, Иван Чехлатый и Алексей
Борисов—чемпионы Европы. Многих чемпионов СССР и Украины воспитал ваш
город, имеющий славные парусные традиции. Опыт передовых стран
показывает, что для привития детям и юношам любви к морю и парусному
спорту в общеобразовательных школах приморских городов введены уроки
основ парусного спорта, на которых дети закаляются, развиваются
физически и умственно и получают знания и навыки управления парусной
яхтой в местном яхт – клубе. Давайте вспомним толкование термина
"яхта" в толковых словарях. Они трактуют яхту как судно, предназначенное
для отдыха и спорта. Исходя из этого, яхты могут быть парусные,
моторные, парусно – моторные и гребные. Поэтому мы и предлагаем
совместными усилиями разработать новую программу развития яхтинга в
Севастополе, которая позволит создать яхтенную инфраструктуру в городе и
привести ее в соответствие с современными европейскими стандартами и
требованиями. Сейчас в Севастополе, в Крыму, да и в Украине в целом
стоит проблема с сервисным обслуживанием яхт. Например, владельцы
крупных яхт не имеют возможности поднять из воды и провести
косметический ремонт даже 100 – футовой яхты, и для этого они вынуждены
идти в Турцию или другую страну, пополняя бюджеты этих стран, а почему
нам этого не сделать в Севастополе, куда для сервисного обслуживания и
ремонта будут приходить яхты со всего Черного моря? А в каком состоянии
находится гребная база в Инкермане, которая в советское время служила
основной базой подготовки отечественных гребцов в осенне – зимний
период. Подобных проблем наберется очень немало. Сегодня для решения
имеющихся проблем Севастополя, Крыма и Украины в целом предлагается
разработать программу развития яхтинга в Севастополе, которая определит
территориальное расположение объектов строительства яхт – клубов и
яхтенных марин. Также программа позволит проанализировать международное
право в области яхтинга и выйти с законодательной инициативой с
изменениями в отечественном законодательстве, чтобы максимально
приблизить его к европейскому. Анализируя состояние дел в
Севастополе в области яхтинга, мы пришли к выводу, что в сложившейся
ситуации на текущий момент только бухта Казачья способна без привлечения
бюджетных средств именно на новом месте, и только за счет инвесторов,
подарить городу первую современную яхтенную марину с сервисным центром и
международный яхт – клуб со школой высшего спортивного мастерства. Они
по праву станут главным центром олимпийской подготовки в Украине и
добавят международный авторитет Севастополю как яхтенной столице
Украины. ГУРЕЕВ В. Н. президент Парусной федерации Украины, народный депутат Украины, мастер спорта, заслуженный тренер Украины
Источник: http://slava.sebastopol.ua
|