В основе праздника лежит церковный перевод о введении Девы Марии в
Иерусалимский храм. Согласно этому переводу, родители Девы Марии,
праведные Иоаким и Анна, к старости были бездетны, но, получив весть о
рождении ребенка, они решили посвятить ее Богу.
Посвящение Богу заключалось в введении посвящаемого в храм, где
осуществлялся соответствующий обряд. Введение Девы Марии в храм было
осуществлено в торжественной обстановке, когда ей исполнилось три года.
Встречать Деву Марию вышли священники храма и сам первосвященник,
которым, по преданию, был Захария, отец Иоанна Предтечи. Поставив дочку
на первую ступеньку храма, Анна сказала: «Иди к Тому, кто даровал мне
тебя». Без всякой посторонней помощи девочка поднялась по высокой
лестнице храма и была принята первосвященником, который ввел ее в святая
святых, куда входил только раз в году только сам первосвященник.
Земная жизнь Богородицы с детства до вознесения на небо покрыта
глубокой тайной. Немногое известно и о жизни Пресвятой Девы в
Иерусалимском храме. Но в церковном переводе сохранились сведения, что
во время пребывания Девы Марии в храме она воспитывалась в обществе
благочестивых дев, старательно читала Священное писание, занималась
рукоделием, постоянно молилась.
Для христиан имеет большое значение не только событие, которое
вспоминается в этот праздник, но и пример, который подали родители
будущей Богородицы, приобщив свою дочь к Богу с раннего детства. Тем
самым они указали ей истинный путь в жизни, который привел ее
впоследствии к тому, что именно Мария была избрана Богом для
осуществления замысла о спасении человечества как земная Мать Иисуса
Христа. Рассматривая поступок Иоакима и Анны как пример для
наследования, Церковь призывает верующих воспитывать своих детей уже с
раннего возраста в духе христианских ценностей и добродетельства.
Упоминания о праздновании Введения в храм Пресвятой Богородицы
встречаются уже в первые века христианства в переводах палестинских
христиан. В них рассказывается о том, что святая царица Елена построила
храм в честь этого большого события. Упоминание о празднике есть и в
трудах святителя IV века Григория Нисского. В VII веке праздник был
включен в церковный календарь.