Да и правительственный вариант ни в коем случае нельзя отнести к идеальным. Спикер Верховной Рады Украины Владимир Литвин признал, что ни один из трех законопроектов относительно реформирования пенсионной системы не является совершенным. "Устраивает ли нас то, что предложено в трех законопроектах? Думаю, ответ однозначный—нет. Мы можем продолжать и дальше соревноваться в политических упражнениях, утонченно предъявлять обвинения друг другу, но ответственность лежит на всех нас",—сказал он.
Согласно результатам телефонного опроса "Пенсионная реформа в Украине", проведенного Институтом Горшенина, большинство граждан (77,1%) считают, что Украине нужна пенсионная реформа. Из них более половины (52,3%) выбрали ответ "точно нужна", почти четверть (24,8%)—"скорее нужна". Не видят необходимости в пенсионной реформе 4,8% респондентов. Из них 3,2% считают, что реформа "скорее не нужна", а 1,6%—"точно не нужна". Затруднились ответить на этот вопрос 18,1% респондентов.
Что мы имеем сегодня? Украина относится к государствам со стареющим населением, что обусловливает постоянное ухудшение соотношения между гражданами трудоспособного и нетрудоспособного возраста. В Украине 13 млн 766 тыс. пенсионеров и 14 работающих, уплачивающих взносы в Пенсионный фонд. То есть на 98 пенсионеров приходится 100 человек, уплачивающих пенсионные взносы. А по оценкам экспертов, уже через два года, т.е. в 2014 – м, один работающий будет содержать одного пенсионера.
Далее. Большинство лиц, достигших пенсионного возраста, и особенно те, которые вышли на пенсию 10 – 15 лет назад, получают низкие пенсии. Более 60 процентов пенсионеров получают пенсии до тысячи гривен. Отсутствует надлежащая дифференциация пенсий в зависимости от трудового стажа и страховых взносов, нет ограничения максимальной пенсии, при исчислении пенсий для некоторых высокооплачиваемых категорий пенсионеров берется заработная плата без ограничения, а не та, которая уплачивается в социальные фонды.
Сегодня 1,5 млн пенсионеров получают пенсии в пределах одного прожиточного минимума, а в пределах двух прожиточных минимумов—10,1 млн пенсионеров. Имеет место значительный разрыв между размерами пенсий женщин и мужчин. Средний размер пенсии по возрасту у женщин составляет в среднем 993,09 гривны, у мужчин—1441,93 гривни. При этом расходы на пенсионное обеспечение в 2009 году достигли 18,1% ВВП, в 2010 – м—17,6. При этом не следует забывать, что размер пенсионных взносов составляет 35%, что является одним из самых высоких показателей среди стран Европы.
Нельзя забывать о несбалансированности бюджета Пенсионного фонда Украины. В 2010 году из государственного бюджета на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Украины выделено почти 34,4 млрд гривен. В 2011 году правительству удалось снизить дефицит бюджета Пенсионного фонда Украины, и ожидается, что он составит 17,8 млрд гривен, или 8,7% от общих расходов бюджета Пенсионного фонда Украины.
Виной всему, по мнению правительства, солидарная пенсионная система, которая не справляется со своими обязательствами, из – за чего ее состояние будет только ухудшаться. Тут следует отметить, что, по данным вышеназванного опроса Института Горшенина, по мнению почти половины украинцев (43,2%), пенсионная система в Украине должна быть солидарной (средства на выплату пенсий берутся из налогов работающих граждан). Около трети респондентов (33,2%) предпочитают накопительную систему (отчисления от зарплаты накапливаются на специальных счетах). Вариант "другое" выбрали 3,4% респондентов, при этом каждый пятый украинец (20,2%) затруднился ответить на данный вопрос.
Победить гидру пенсионной несправедливости и подарить пенсионерам обеспеченную старость призвана реформа, уже одобренная депутатами в первом чтении. Реформа, в которой есть шаги, по определению самого Тигипко, непопулярные, пугающие пенсионеров нынешних и будущих. Законопроектом предлагается осуществить ряд мероприятий по сбалансированию солидарной системы пенсионного страхования в среднесрочной перспективе и определяются параметры функционирования 2 – го уровня пенсионной системы—обязательной накопительной системы пенсионного страхования.
Что же предлагается, что тревожит?
Прежде всего повысить минимально необходимый страховой стаж для получения пенсии по возрасту с 5 до 15 лет.
Для вновь назначенных пенсий повысить нормативную продолжительность страхового стажа для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере для женщин—с 20 до 30 лет и для мужчин—с 25 до 35 лет.
Пенсионный возраст для женщин, которые получают пенсию согласно общему закону, повысить с 55 до 60 лет, начиная с 1 сентября 2011 года, постепенно увеличивая его на 6 месяцев каждый год в течение 10 лет. Возраст для женщин для получения государственной социальной помощи повысить с 58 до 63 лет. Тут стоит отметить, что законопроектом предусмотрены компенсаторы в связи с повышением пенсионного возраста для женщин.
Еще одно проголосованное нововведение: ограничение максимального размера пенсии на уровне 10 размеров прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность (с 1 апреля 2011 года—7640 гривен), с распространением этого ограничения на пенсионеров, которым пенсия уже была назначена до вступления в силу законопроекта.
Предлагается сократить с 90 до 80% долю зарплаты для начисления пенсий госслужащим. Выплату досрочной (за полтора года) пенсии госслужащим, депутатам, прокурорам, судьям проводить только неработающим пенсионерам. Ограничить заработок для назначения пенсии народным депутатам, судьям, прокурорам, военнослужащим суммой заработной платы, на которую начисляется единый социальный взнос, как для других категорий пенсионеров. Назначение досрочных пенсий народным депутатам в случае окончания их депутатских полномочий—не за 2 года до достижения пенсионного возраста, а за полтора, как и для других категорий пенсионеров.
Грядущая, скорее всего, реформа предполагает повышение пенсионного возраста для мужчин – госслужащих до 62 лет, начиная с 2013 года, постепенно, за 4 года. Этот возраст будет предельным, институт продления пребывания на государственной службе будет отменен.
С целью улучшения условий пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы (образования, культуры, здравоохранения и социальной защиты) при выходе на пенсию предлагается ввести одноразовую помощь в размере 10 назначенных им пенсий.
Предполагается постепенно, в течение 10 лет, увеличить необходимую выслугу для назначения пенсии военнослужащим и некоторым другим лицам с 20 до 25 лет, введя при этом ее календарное исчисление.
Следует отметить, что для заинтересованности лиц в более продолжительной трудовой жизни в законопроекте предусмотрен ряд мер стимулирования к более позднему выходу на пенсию. Например, упрощение механизма увеличения размера пенсии при отсрочке срока выхода на пенсию; в пределах первых 5 лет повышать пенсии на 0,5% за каждый месяц более позднего выхода на пенсию; в случае работы свыше 5 лет—увеличивать на 0,75% при выходе на пенсию. При этом при достижении пенсионного возраста от лица не потребуется обращения в пенсионные органы об отсрочке назначения пенсии.
Тигипко надеется, что до отпуска депутаты примут законопроект о пенсионной реформе в целом и она заработает. Но стоит вспомнить, что реформы не могут быть успешными без двух главных предпосылок: доверия к власти и поддержки общества. А по данным заместителя председателя Верховной Рады Украины Николая Томенко, сегодня, согласно социологическим исследованиям, правительству доверяет около 17%, а не доверяют около 75%, а повышение пенсионного возраста не поддерживают около 95%, а поддерживают только 3% граждан.
"Во всех цивилизованных странах пенсионная реформа является следствием реальных социально – экономических реформ,—отмечает вице – спикер.—Никогда пенсионная реформа не идет первой. Она—последняя среди реформ. Поэтому сначала европейская продолжительность жизни, европейские заработные платы, европейская борьба с коррупцией, а затем—европейский пенсионный возраст"...
Подготовил Дмитрий ЖЕЛНИН.
В тему
ИЮНЬ ПРОФИНАНСИРОВАН НА 75%По состоянию на 16 июня Пенсионным фондом Украины профинансированы выплаты пенсий и денежной помощи на сумму 13 427,4 млн гривен. Это составляет 75,9 % месячной потребности пенсионного обеспечения в июне. Выплата пенсий, которые обеспечиваются через почтовые отделения, профинансирована в сумме 6731,5 млн грн. Через банковские учреждения—в сумме 6 695,9 млн грн, сообщает ПФУ.Источник: Слава Севастополя