Главная » 2011»Август»10 » «Оборона Севастополя» Ханжонкова – в Доме Москвы (фото+фильм)
11:03
«Оборона Севастополя» Ханжонкова – в Доме Москвы (фото+фильм)
9
августа в МКДЦ прошел показ первого российского полнометражного
кинофильма, 100-летие со дня премьеры которого будет отмечаться 11
ноября 2011 года.
«Оборона Севастополя» - пионер российского кинематографа. Его постановка
была осуществлена с «высочайшего соизволения» Николая II. Картина
разыграна на Крымском полуострове, в местах подлинных событий, с
участием войск и флота, в эпизодах снимались местные жители и участники
героической защиты Севастополя (1854—1855).
Просмотр картины для императорской семьи состоялся 14.11.1911 в
Ливадии (Ялта). На спектакле также присутствовали придворные и офицеры
частей войск, находящихся в Ливадии, и императорской яхты «Штандарт».
Премьера фильма состоялась в Большом зале Московской консерватории, куда
был приглашен большой симфонический оркестр и огромный хор певчих.
Результаты последовавших продаж копий превзошли все ожидания режиссеров и
организаторов производства.
В главных ролях: Нахимов — Андрей Громов, матрос Кошка — Н.Семенов,
маркитантка — Ольга Петрова-Званцева, Корнилов и сотрудник посла свиты
Меньшикова — Иван Мозжухин.
По воспоминаниям Ханжонкова, идею фильма предложил Василий Гончаров,
отношения с которым у Ханжонкова были сложные. Гончаров, который уже не
работал в торговом доме Ханжонкова, предложил снять сверхдорогой и
беспрецедентно длинный фильм об обороне Севастополя. Для организации
массовых съёмок на местах сражений требовалась Высочайшая поддержка.
Понимая, что добиться её будет невозможно, Ханжонков поставил условие:
Гончаров должен сам поехать в Петербург и ходатайствовать в
императорской канцелярии, и если поездка будет безуспешной, Гончаров
больше не будет обращаться к Ханжонкову ни с какими предложениями.
Ханжонков одолжил Гончарову денег на официальный костюм и поездку,
предполагая, что такой небольшой ценой избавит себя от дальнейшего
общения с назойливым режиссёром. Однако поездка внезапно обернулась
полным успехом — Гончаров не только заручился Высочайшей поддержкой, но и
добился того, что фильм был частично профинансирован из казны.
По распоряжению Николая II к работе над фильмом была привлечена
большая группа историков и военных консультантов, которые постарались
максимально точно воссоздать реалии Севастопольской обороны. Но от
исторических неточностей это фильм не спасло.
Батальные сцены в этом фильме впервые в мире снимались сразу двумя аппаратами, с панорамированием и сменой ракурсов.
«Оборона Севастополя» стала первым российским полнометражным фильмом. В съёмках принимали участие регулярные подразделения Русской армии и ветераны обороны Севастополя 1854-55 годов.
«Оборона Севастополя» демонстрировалась в крупных кинотеатрах под
специальное музыкальное сопровождение и даже звуковые «спецэффекты» —
стрельба и пушечные залпы изображались холостыми выстрелами за кулисами
(некоторые сеансы даже приходилось прерывать по требованию публики,
чтобы проветрить помещение от пороховых газов).
«Оборона Москвы» для демонстрации в Доме Москвы была подготовлена
известным крымским киноведом Борисом Арсеньевым и показана в рамках
фестиваля «Дни Ханжонкова в Севастополе», организатором которого
выступили Дом Москвы, Фонд Ролана Быкова и детско-юношеский фестивальный
центр «Солнышко Тавриды».