Маяки всегда притягивали взоры и внимание людей своим
романтизмом, особым значением для моряков, и даже своей уединенностью на
мысах и крутых скалах, выступающих в море а девушки утверждают, что еще
и формой. На протяжении многих сотен лет маяки имели огромное значение
для морской навигации, часто становясь фактически спасением для
изможденных штормами экипажей кораблей, возвращающихся домой или идущих в
чужой порт.
С развитием современных технологий, в том числе и в морской
навигации, оптические маяки уже не играют такую значительную роль,
уступая радиомаякам и спутниковым системам. Но стоят, все еще стоят,
будто битые временем морские волки, мигающие в ночи башни на берегах
морей и бухт.
С детства мне хотелось побывать внутри маяка, подняться по его узкой
винтовой лестнице в святая святых - на самый верх, к лампе, которую
жадно ищут в ночи десятки глаз где-то в открытом море.
Сегодня я могу поделиться с вами этой мечтой, с ее реализацией - мы
побываем внутри Херсонесского маяка, которому, без малого, 200 лет
Херсонесский маяк является одним из моих любимых мест в Крыму. Около
маяка я был десятки раз, а вот внутрь попасть все не удавалось.
Херсонесский маяк знаком и узнаваем многими. Он расположен у входа в
Севастопольскую бухту, в ее юго-западной части, на далеко выступающей в
море оконечности мыса Херсонес (не путать с заповедником Херсонес,
который расположен непосредственно в городе Севастополь).
Первые сведения о маяке в этих местах появились в 1789 году, спустя 6
лет после того, как в Ахтиярскую бухту впервые вошли российские военные
корабли.
Обустройство морской военной базы и закладка города Севастополь
требовала, в том числе, и организация навигационных сооружений. Одним из
которых и стал Херсонесский маяк.
Строить Херсонесский маяк начали в 1816 году вместе с Тарханкутским.
Руководил выбором места и строительством Леонтий Спафарьев, директор
маяков самой развитой в этом отношении акватории Российской Империи –
Финского залива.
Маячная башня представляла собой 36-ти метровый пустотелый каменный
конус с двухметровыми стенами у основания. К уровню маячной комнаты
толщина стен уменьшалась до одного метра. Как показал опыт эксплуатации,
запас прочности конструкции позволял успешно противостоять колоссальным
знакопеременным ветровым нагрузкам, ударам штормовых волн и даже
сейсмическим ударам. Маяк пережил самое серьезное крымское землетрясение
XIX-XX веков, которое было в 1927 году.
Еще в XIX веке для маячной прислуги возле башни построили дома.
Сначала прислуга ютилась всего в нескольких комнатах, но позже появился
небольшой жилой маячный городок, который, впрочем, не раз страдал от
штормов и бурь.
В наше время одно из помещений оборудовано под маячно-техническое. В нем
располагается вся необходимая радиоаппаратура, а также автоматическая
система, управляющая маяком.
В самом начале, в 1816 году, в качестве источника света на маяке было
пятнадцать ламп Арганда с хлопчатобумажным фитилем, пропитанным
сурепным маслом. Горелка, защищенная открытым сверху стеклянным
колпаком, напоминала привычную нам керосиновую лампу (хотя последняя,
впрочем, изобретена лишь 37 лет спустя). Лампы помещались в фокусе
полированных параболических зеркал.
Позже осветительный аппарат модернизировали для обеспечения
проблескового режима работы. Зеркала и лампы поместили на круглый
поплавок, опущенный в чашу со ртутью. Сложный шестеренчатый механизм,
принцип работы которого аналогичен работе часов с гирями, придавал
поплавку равномерное вращение с заданной скоростью.
В конце XIX века зеркальный осветитель демонтировали. Вместо него
установили светооптический аппарат на основе линз Френеля, состоящих из
примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины,
имеющих в сечении форму призмы.
После войны осветительная система снова была модернизирована и
проблесковый режим работы обеспечивается уже не вращением оптического
аппарата, а периодическим включением-выключением лампы.
Сегодня уже нет необходимости постоянного присутствия смотрителя в
маячной комнате на башне, ручного разжигания маяка и наблюдения за тем,
чтобы свет не погас.
Всем этим управляет автоматическая система в служебном здании около маяка.
Смотритель в назначенное время только должен повернуть ручку включения маяка.
Назначенное время он смотрит в таблице освещенности, которая
составляется на каждый месяц на основании времени рассвета и заката
каждого дня.
Это часы, которые подвешены в специальной системе, нивелирующей влияние гравитации земли.
Аппарат прямой связи с главной навигационной службой и стикер с позывными.
На стене в комнате смотрителя маяка олдскульный плакат по технике
безопасности и такой же олдскульный аккумуляторный фонарь. И только
мобильный телефон выдает современность.
Но пора идти внутрь башни. Ведь впереди самое интересное.
Несмотря на таблички с годом 1816, самой башне не 200 лет. Во время
Великой Отечественной войны (1941-1945) башня была почти полностью
разрушена и заново отстроена в 1950-1951 гг. из железобетона,
облицованного инкерманским белым камнем.
Как устроена маячная башня? Как я уже говорил, она имеет высоту 36
метров. Нижняя часть - пустотелый конус с винтовой лестницей и четырьмя
ярусами световых окон для освещения лестницы. В верхней части
располагается маячная комната (с круглым окошком и оградой по контуру), в
которой сначала располагалась система розжига маяка, а также ночью
находился смотритель. На самом верху - колпак, в котором располагается
лампа. Колпак имеет 360-градусной остекление, чтобы свет маяка был виден
отовсюду.
Маячная комната под световым колпаком. Здесь низкий потолок и совсем
нет места, чтобы развернуться. Небольшой стол, телефон экстренной связи и
маленькое окно-иллюминатор.
И вот - святая святых - в люке показывается горящая в ночи лампа маяка.
Сегодня используется система с кварцево-галогенной лампой мощностью 1
кВт, установленная во время послевоенной отстройки маяка в 1951 году.
Проблесковый режим работы обеспечивается не вращением оптического
аппарата, а периодическим включением-выключением лампы. Причем,
чередование длительности импульсов обеспечивает передачу азбукой Морзе
сигнала «СВ» - Севастополь.
Кроме того, на мысе работает круговой радиомаяк КРМ-300, передающий
тот же сигнал «СВ» на дальность до 150 миль (280 км). Помимо него
имеется аппаратура более точной навигационной системы «Маяк-75», принцип
действия которой основан на измерении времени между сигналами ведущей и
ведомой станций и вычислении расстояния до них. Станция «Маяк-75»
работает совместно с аналогичными, расположенными на мысах Тарханкут,
Фиолент и у Геническа.
Момент розжига лампы. Потом на нее смотреть физически невозможно.
Вид на маячный городок с башни маяка. Городок тоже появился не сразу.
Первое время обслуживающий персонал ютился в крохотных плохо
отапливаемых домах - 20 человек в 4 комнатах. В начале 1870-х годов
построили первое двухэтажное здание для размещения нижних чинов. Правда,
это здание было сильно повреждено штормом 1876 года.
После шторма вокруг маяка возвели брекватер, защищающий башню и маячный
городок с моря. Сегодня здесь несколько двухэтажных зданий, в которых
живут люди, так или иначе обеспечивающие или обеспечивавшие
функционирование маяка и его оборудования.
Ночью с маяка открывается прекрасный вид в открытое море. Кстати,
огонь маяка ясной ночью видно примерно с расстояния в 16 миль (30
километров).
Башня маяка ночью.
Так выглядит 36-метровая башня с моря.
Один из десятков закатов, которые я провел на берегу под маяком.
Вечерний Херсонесский маяк.
Сергей АНАШКЕВИЧ
По материалам livejournal.com
Новости Севастополя