Егор Комаров Исмет Шейх-Задэ объявляет о дне рождении Йозефа Бойса
В четверг, 27 октября, в
Севастопольском художественном музее
состоялось открытие проекта «Йозеф
Бойс в Крыму» и «Дети Йозефа Бойса».
Творческая интеллигенция Севастополя
по-разному отреагировала на современное
искусство.
Сотрудники музея
ознакомились с видеоработами и
инсталляциями, представленными на
выставке, и их мнения разделились. У
одних творчество Бойса и его последователей
вызвало неприятие, другие сочли, что
выставка интересна. Искусствоведы
сошлись в одном: пусть западное искусство
нам не близко, но оно стоит того, чтобы
с ним познакомиться.
Немецкие художники
Йозеф Бойс и Кристоф Шлингензиф, чьи
видеоинсталляции были представлены в
музее, внесли значительный вклад в
формирование таких жанров, как видеоарт
и перформанс, активно занимались
выработкой нового художественного
языка, адекватного эпохе кино и цифровых
технологий. Они были новаторами, и их
творчество до сих пор вызывает непонимание,
а зачастую отторжение.
Особенно посетителей
экспозиции потряс видеоарт Й.Бойса «Как
объяснять картины мертвому зайцу».
Известный в Севастополе художник-абстракционист
признался, что после созерцания на
экране мертвой заячьей тушки, его чуть
не стошнило.
— Это искусство, которое
требует пояснений, — говорит куратор
проекта Виктория Данилюк . — Мы хотим
познакомить зрителей с художниками и
дать представление об их исканиях и
творческих методах, ни в коем случае не
навязывая их как единственно правильные
и нужные. Ближе познакомиться с необычным
для нас творчеством помогут лекции
экспертов из Берлина.
Руководитель
Гете-Института, присутствовавшая на
открытии проекта, выразила мнение, что
событие можно рассматривать как акт
примирения или другого рода знак.
— Для поклонников
классического искусства это нестандартный
проект, но возможно он заставит задуматься,
станет открытием для каждого из нас, —
заметила заместитель начальника
Управления культуры и туризма Людмила
Богатырева.
Крымскотатарский
художник и галлерист Исмет Шейх-Задэ
представил свою интерпретацию знаменитого
крушения самолета Бойса и его духовного
перерождения. По мнению И.Шейх-Задэ,
Бойс сформировался как художник
исключительно благодаря Крыму и своим
спасителем. «Если бы он сейчас был жив,
то надел бы шапочку из фетра и протестовал
против войны в Афганистане, критикуя
Германию за участие в ней», — предположил
он.
Проект художника из
Бахчисарая предполагает завершение
инициации Й.Бойса, прерванной почти 70
лет назад. С силой ударив несколько раз
«специальным предметом», имеющим отношение к половому органу быка, по своей работе, висящей на стене музея,
И.Шейх-Задэ поздравил всех присутствовавших
с днем рождения Бойса, воскрешенного
крымскими татарами.
Справка
Йозеф Бойс (1921-1986) —
немецкий художник, утверждавший, что
«искусство способен делать каждый» и
почти из любого материала. Наиболее
известные из его перформансов «Как
объяснять картины мертвому зайцу»,
«Койот: я люблю Америку и Америка любит
меня» и «7000 дубов».
Во время Второй мировой
войны Бойс служил в Люфтваффе. 16 марта
1944 года он был сбит над Крымом. Пикирующий
бомбардировщик Ju-87 упал в районе
еврейского села Фрайфельд (сейчас
с.Знаменка) между Симферополем и Джанкоем.
До 7 апреля Бойс находился на излечении
с переломом костей лица в немецком
военном госпитале в селе Курман-Кемельчи
(Красногвардейское). Потом госпиталь
из Крыма эвакуировали.
Вернувшись в строй,
Бойс воевал в Голландии. В 1945 г. был взят
в плен англичанами.
В 1947–1951 гг. учился в
Академии художеств в Дюссельдорфе.
Произведения свои
создавал из чего угодно. Коньком же были
жир и войлок. Бойс утверждал, что в
заснеженной степи крымские татары,
используя эти бесхитростные продукты,
спасли ему жизнь. Об этом Бойс постоянно
говорил, писал и создавал из этих
нехудожественных материалов свои
«философско-мемуарные шедевры».
Источник: http://gazeta.sebastopol.ua
|