Зацепившись за новость о закупке Норвегией полсотни истребителей
F-35 Lightning II, я увлеченно полез копаться в проблеме перехода боевой
авиации с четвертого технического поколения на пятое и далее в
фантастку шестого. Что-то есть удивительно привлекательное в мире
современного оружия для мужчин, даже страшно далеких от военного дела и
техники.
Помню, как в школьные, еще советские годы мы с трепетом листали чудом
попавший в руки номер "Зарубежного военного обозрения" и тщательно
перерисовывали картинки и фотографии оттуда. И тут вдруг поймал себя на
мысли, что нынешние украинские мальчишки абсолютно лишены тех наших
детских мечтаний, когда выбор прекрасного будущего долгое время сводился
к двум романтическим профессиям: военного летчика или военного моряка.
То есть, кто-то из них наверняка сейчас бредит морем и небом, но страна
не дает никакой надежды, что эти мечты осуществятся. Либо страну надо
менять, либо мечту.
Во-первых, мы стали мелкими. Нет, в Европе Украина, если не считать
европейской части России, - самая большая страна, но после Советского
Союза, с его глобальными интересами и претензиями, украинские масштабы
заметно жмут. Помните, как украинские ВВС расстались со стратегическими
бомбардировщиками Ту-160 и Ту-95МС? Они и правда ведь нам были не нужны:
только взлетел, уже садиться пора. География Украины убивает также
всякую необходимость строить современный военный флот. Еще в СССР
аббревиатуру ЧФ в шутку расшифровывали: "чи флот, чи флотилия?",
подчеркивая разницу с Северным флотом, СФ – "современный флот" и
Тихоокеанским, ТФ – "тоже флот". Внутреннее море, не столько соединенное
с миром, сколько отрезанное от него Босфорским проливом, при всем
желании стратегически простором не назовешь.
А теперь, когда в Севастополе приходится еще и жаться под боком у
российского флота, карьера морского офицера в Украине выглядит какой-то
несуразицей. Сколько мы читали книг и смотрели фильмов, воспевающих
мужественную службу подводников. Вот бы стать бы… Увы. Атомоходам в
Черном море делать нечего, а единственная дизельная подлодка украинского
ВМФ "Запорожье", построенная еще в 1970 году, ни разу за время своей
службы в составе отечественного флота под воду не погружалась.
И тут мы сталкиваемся с еще одним фактором, напрочь убивающим многие
детские мечты. Украина – бедная и, в общем, неблагополучная страна.
Когда-то здесь серийно выпускали современные самолеты, но это было очень
давно. С горем пополам существует поштучное производство старых
советских моделей, - вот недавно отчитались об отправке в Ирак
нескольких транспортников Ан-32. Еще в 2005 году, когда Петр Порошенко в
ранге секретаря Совета безопасности и обороны заявил, что Украина
создаст в ближайшее время собственный боевой самолет, вышло сначала
очень смешно, а потом очень неудобно. Сейчас министр экономики Порошенко
ничего такого уже бы не сморозил. Ладно, бог с ним, есть те, кто строит
боевую технику лучше, и не зазорно ее покупать, как делают те же
норвежцы у американцев. И пора бы, потому что все еще стоящие на
вооружении МиГ-29 и Су-27, опять-таки советского производства, скоро не
смогут подниматься в воздух. Но где взять на новую технику средства?
Весь военный бюджет Украины на 2012 год составляет меньше 2 млрд.
долларов – не хватило бы даже на два бомбардировщика B-2 Spirit или
шесть истребителей F-22 Raptor.
Да о чем говорить, если из-за недофинансирования боевой подготовки
наши военные летчики лишены полноценной возможности летать даже на
старых самолетах! То есть, даже если мечта сбылась, после многих лет
подготовки украинский парень попадает в летный состав, небо ему будет в
основном только сниться: налет в 10-20 часов в год, редко больше, по
сравнению с натовским минимумом в 180 часов выглядит насмешкой. Не
летчики – так, одно название. Какое там боевую задачу выполнить – машину
бы на землю не уронить… Наверное, ничего страшного в том, что "военные"
мечты в Украине несбыточны, нет. Мир меняется, советское милитарное
сознание уходит в прошлое. Вон и президент заявил, что вооруженных
конфликтов у наших границ, по крайней мере, в ближайшее время, не
предвидится. И пусть бы так было всегда. И пусть бы пацаны готовили себя
к мирным профессиям. Но читаешь новость о том, что США готовят тендер
на разработку истребителя шестого поколения (наши МиГ-29 и Су-27 – это
четвертое поколение), и чувствуешь себя навсегда отставшим от поезда.
Сложно все-таки смириться с тем, что мы оказались на отшибе
военно-технического прогресса – составляющей прогресса как такового.
Непросто быть первыми. А непервыми быть, оказывается, еще тяжелее.
Кто-то скажет, что это постсоветские фантомные боли. Наверное. Да только
приходится буквально по живому подрезать мечтам крылья. И примеры с
военными летчиками и моряками – лишь некоторые из сотен возможных.
Либо остается надеяться, что наши мечты и мечты наших детей
осуществятся в какой-то другой стране. Шансы, что она будет зваться
"Украина", очень невелики.
|