В древности понятие «Киевская Русь» никогда не использовалось
Филарет Денисенко, скрывающийся за брендом «Патриарх Киевский и всея
Украины-Руси», недавно изрек по поводу предстоящего празднования
1025-летия Крещения Руси: «Этот праздник наш, украинский. И нужно это
осознавать, потому что речь идет о крещении Киевской Руси, не
Московской. Москвы в то время не было, и поэтому им праздновать рано».
Иными словами, под Киевской Русью Филарет понимает некое государство
со столицей в Киеве, которое более тысячи лет назад приняло христианство
и которое ни в коем случае не стоит путать с совершенно другим, более
поздним государством – Московской Русью.
Не нужно быть выдающимся историком, чтобы знать: Москвы в Х в.
действительно еще не было. Как, впрочем, не было и Украины. Однако уже
была Русь. Филарет поправляет: не Русь, а Киевская Русь! Именно так
называлось государство! Эти особенности лексики «патриарха» стоят того,
чтобы на них остановиться.
В связи с этим предпримем небольшой исторический экскурс. Во-первых, в
древности понятие «Киевская Русь» никогда не использовалось. Названием
страны и народа было просто слово «Русь». Как этническое самоназвание
оно использовалось уже в договорах Олега и Игоря с греками 912 и 945 гг.
Византийцы уже тогда называли Русь «Росией». В «Слове о законе и
благодати» (середина XI в.) упоминается «язык (то есть народ) руский» и
«Руская земля», в «Повести временных лет» – «русьстии людье» (1015 г.),
«людем русьскым» (1103 г.), в «Слове о полку Игореве» – «Руськая земля»,
в «Задонщине» – «руский народ». Уже с XI в. фиксируется и форма
«русский» (с двумя «с»).
При этом изначально Русью называлась вся государственная территория
(в «Слове о законе и благодати», Лаврентьевской летописи – с 1015 г.,
Ипатьевской – с 1125 г.). Лишь после распада единой государственности
название «Русь» в узком смысле этого слова закрепляется за Средним
Поднепровьем и Киевщиной (в Ипатьевской летописи – с 1140 г., в
Лаврентьевской – с 1152 г.). Слово «Русь» (наряду со словом «Россия»)
использовалось и в исторической науке со времени ее возникновения для
обозначения обширного пространства, на котором формировалась и
развивалась русская государственность в IX-XIV вв.
А как же «Киевская Русь»? Изначально это понятие возникло в
исторической науке середины XIX в. в узкогеографическом смысле: для
обозначения небольшого поднепровского региона – Киевской области. Именно
так его стал использовать историк С.М. Соловьев (1820-1879), автор
знаменитой 29-томной «Истории России с древнейших времен» (изд. с 1851
г.). Он, в частности, различал «Русь Киевскую», «Русь Черниговскую» и
«Русь Ростовскую или Суздальскую». Такое же понимание встречается у Н.И.
Костомарова («Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»,
1872 г.), В.О. Ключевского («Полный курс русской истории», изд. с 1904
г.) и других историков второй половины XIX – начала XX вв.
С начала ХХ в. появилось еще одно значение – хронологическое: под
Киевской Русью стал пониматься первый (киевский) период истории России
(Х-XII в.). Об этом заговорили историки-марксисты Н.А. Рожков, М.Н.
Покровский, а также В.Н. Сторожев, М.Д. Приселков и другие. Если в
рамках первого понимания Киевская Русь была географической частью Руси,
то при втором – начальной стадией русской истории. И та, и другая версии
основывались на идее нераздельности истории Руси.
Однако еще в конце XIX в. оформилась противоположная теория, по
которой исторические судьбы Южной и Северной Руси были связаны очень
слабо, а Южная Русь провозглашалась историческим предшественником одной
лишь Украины. Такую теорию, в частности, усиленно культивировал М.С.
Грушевский (1866-1934), однако понятием «Киевская Русь» Грушевский как
раз не пользовался. Он ввел в оборот термин «Киевское государство»
(«Київська держава»), хотя употреблял и его синоним «Русское
государство» («Руськая держава»). Украинская националистическая
историография Киевскую Русь не жаловала: в тогдашних значениях она как
бы растворялась в пространственных или исторических пределах большой
Руси-России.
Утверждение понятия «Киевская Русь» в государственно-политическом
смысле – как официального именования восточнославянского государства
IX-XII вв. со столицей в Киеве, – произошло только в советское время. В
таком значении «Киевская Русь» стала впервые использоваться в советских
учебниках по истории, написанных после 1934 г., вместе с «Кратким курсом
истории ВКП(б)». Учебники писались по указанию Сталина и прошли его
личную правку. Академик Б.Д. Греков, отвечавший за подготовку разделов
до XVII в., одновременно подготовил свои основные труды: «Киевская Русь»
(1939) и «Культура Киевской Руси» (1944), получившие Сталинские премии.
Греков вслед за Грушевским (с 1929 г. членом Академии наук СССР)
употреблял понятие «Киевское государство», но впервые отождествил его с
Киевской Русью. С тех пор понятие «Киевская Русь» стало употребляться
именно в этом – сталинском – значении.
Греков писал: «Считаю необходимым еще раз указать, что в своей работе
я имею дело с Киевской Русью не в узкотерриториальном смысле этого
термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей»,
соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в
себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось
несколько самостоятельных государственных единиц. Нельзя сказать, что
процесс феодализации в изучаемый отрезок времени на всем огромном
пространстве территории Киевского государства протекал по своим темпам
совершенно параллельно: по великому водному пути «из варяг в греки» он,
несомненно, развивался интенсивнее и опережал центральное междуречье
(Волги и Оки, – Ф.Г.). Общее изучение этого процесса только в главнейших
центрах этой части Европы, занятой восточным славянством, мне кажется в
некоторых отношениях допустимым, но и то с постоянным учетом различий
природных, этнических и исторических условий каждой из больших частей
этого объединения».
Итак, Греков прямо отрицал основное дореволюционное применение
термина «Киевская Русь» («узкотерриториальное»), а также отмечал, что
территории обширного Киевского государства, где сейчас расположена
Москва, были развиты слабо, а в дальнейшем вообще начали свое
самостоятельное развитие – как Франция и Германия после распада империи
Каролингов. Это как раз в точности та схема, которую ныне озвучивает
«патриарх всея Украины-Руси». Неужели же он читал труды Грекова? Крайне
сомнительно. Но секрет таких совпадений раскрывается просто.
Маленький Миша Денисенко пошел в донецкую школу в 1936 году. Там в
третьем классе он и получил разработанный при активном участии Грекова
новенький учебник «Краткий курс истории СССР» 1937 года издания. Там
значилось: «С начала Х века Киевское княжество славян называется
Киевской Русью» (с. 13). Маленький Миша вполне мог себе представить
древнерусские красно-зеленые пограничные столбы времен князя Олега, на
которых было написано официальное название государства: «Киевская Русь».
Как утверждалось в том же учебнике, «русское национальное государство»
появилось лишь при Иване III (с. 32). Таким образом, Миша узнал:
Киевская Русь к русским никакого отношения не имеет. Товарищ Сталин,
главный автор этого учебника, был другом всех школьников, поэтому Михаил
Антонович крепко запомнил «Киевскую Русь» на долгие годы.
Не будем к нему взыскательны. Он был всего лишь правильным советским школьником. |