Вступила в силу новая инструкция деятельности подразделений дорожно-патрульной службы. Сотрудникам ГАИ предписывается патрулировать дороги на автомобилях со включенными световыми сигналами синего цвета, размещать наряды в местах высокой концентрации ДТП и проводить профилактическую работу с водителями. Представители профсоюза таксистов полагают, что новая инструкция уменьшит возможности для получения взяток недобросовестными сотрудниками ГАИ, но не стабилизирует ситуацию на дорогах. Согласно приказу #131 «Об утверждении изменений в инструкцию по деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД», подписанному министром внутренних дел Анатолием Могилевым, в работу ГАИ добавлен ряд ключевых новшеств. Как сообщил Ъ руководитель пресс-службы департамента ГАИ МВД Игорь Клопотий, новая инструкция ориентирует работу сотрудников на «профилактику ДТП и помощь участникам дорожного движения». «О качестве работы инспекторов будет свидетельствовать снижение количества ДТП. Мы планируем изменить имидж службы, выполняющей карательные функции, в пользу обеспечения безаварийного дорожного движения» — уточнил господин Клопотий.
Помимо этого, из инструкции были изъяты положения об «открытом», «скрытом» и «смешанном» способах патрулирования, разрешающие инспекторам работать на автомобилях без специальной цветографической окраски и опознавательных знаков. Теперь сотрудники ГАИ не имеют права останавливать автомобили в случае отсутствия талона о прохождении государственного технического осмотра, а также если номерные знаки размещены в неустановленном месте либо загрязнены так, что с расстояния 20 м невозможно прочитать, что на них написано. Кроме этого, в новом документе отсутствует глава о поквартальном планировании работы патрулей ДПС и об отчетности по итогам планового периода.
Напомним, в ноябре 2010 года на сайте YouTube появился видеоролик оперативного совещания в Бердянской ГАИ, где его руководитель зачитывал план по количеству протоколов, которые нужно составить: «Не меняемся, пока не будет по восемь протоколов. Четырех пьяных нам каждый день надо передавать». Инцидент вызвал резонанс, после чего министр внутренних дел Анатолий Могилев освободил от должности начальника ГАИ Запорожской области Владимира Зозулю (см. Ъ от 24 мая).
По новой инструкции сотрудникам ГАИ разрешается патрулировать дороги только на служебных автомобилях с включенными световыми сигнальными устройствами синего цвета. В частности, «мигалки» на автомобилях ДПС должны быть постоянно включены на трассах государственного значения и между стационарными постами в пределах территории обслуживания. В черте города допускается размещение патрулей ДПС без световых сигналов, исключительно в местах повышенной концентрации ДТП. «Место наибольшей концентрации ДТП может меняться в зависимости от многих факторов: времени суток, погодных условий» — отметил господин Клопотий, добавив, что в столице наиболее опасными считаются Столичное шоссе, проспект Победы и Кольцевая дорога. Он уточнил, что в Киеве для обеспечения безопасности дорожного движения ежедневно задействовано около 400 сотрудников ГАИ.
В общественном движении «Дорожный контроль» убеждены, что водителям будет проблематично оспорить размещение постов ГАИ. «Наша практика показывает, что очень часто патрули ДПС размещаются там, где их плохо видно, используя для этого и рельеф местности, и зеленые насаждения. Поэтому, чтобы доказать, что наряд ГАИ расположен вопреки инструкции, придется раздобыть как минимум информацию о статистике ДТП на соответствующем участке дороги» — сказал Ъ руководитель проекта Ростислав Шапошников. По его мнению, наличие новой инструкции не улучшит отношения между водителями и инспекторами ДПС: «Сотрудники ГАИ становятся вежливыми с водителями, только когда видят камеру или понимают, что их слова записываются на диктофон, поскольку в случае неадекватного поведения им грозит увольнение».
Глава профсоюза таксистов Василий Попик считает, что введение новой инструкции уменьшит возможности для взяток недобросовестными сотрудниками ГАИ, но не стабилизирует ситуацию на дорогах. «Руководство страны должно обеспечить своим решением равенство на дорогах для всех участников дорожного движения. Категории населения, которые пользуются повышенными привилегиями в дорожном движении, довольно часто провоцируют своими действиями ДТП — отметил господин Попик — Из-за этого в нашей стране очень низкая культура вождения».
|