Сегодня, в День моряка-надводника наш рассказ о корабле
Краснознаменной бригады ОВР, которой командует капитан 1 ранга Валерий
Зубков. Бригада воспитала 12 Героев Советского Союза, в числе которых
имена, известные всему флоту.
Это капитан 3 ранга Дмитрий Глухов – командир 1-го дивизиона
сторожевых катеров, старший краснофлотец Иван Голубец, имя которого
теперь носит один из морских тральщиков, капитан 3 ранга Николай Сипягин
– командир 4-го дивизиона сторожевых катеров, старшина 2 статьи
Григорий Куропятников – командир отделения минеров легендарного
«СКА-065»…
Сегодня бригада, созданная в соответствии с приказом Наркома ВМФ
СССР, 4 августа 1939 года, востребована в полной мере. Корабли ее двух
дивизионов постоянно и успешно участвуют во всех общефлотских учениях,
решают ответственные задачи по поддержанию благоприятной оперативной
обстановки в районе неспокойных кавказских берегов.
Лучшим кораблем Краснознаменной бригады на сегодняшний день является
морской тральщик «Ковровец», которым командует капитан 3 ранга Александр
Альховик. Экипаж с высокими результатами завершает летний период
обучения и учебный год в целом. Экипажем «Ковровца» вот уже седьмой год
командует капитан 3 ранга Александр Альховик. Командир бригады ОВР
капитан 1 ранга Валерий Зубков определил морской тральщик лучшим в
соединении.
Я побывал на этом корабле, побеседовал с командиром, офицерами,
членами экипажа. Корабль в сентябре вернулся с кавказских берегов, где
вместе с МПК «Суздалец» решал задачи по поддержанию благоприятной
оперативной обстановки. Причем, именно командир МТЩ «Ковровец» капитан 3
ранга Альховик был назначен командиром передового отряда группы
быстрого реагирования, то есть старшим группы кораблей.
Впрочем, это не единственная успешно решенная экипажем задача,
выпавшая на долю многоопытного командира. Завершив ремонт и став
кораблем постоянной боевой готовности «Ковровец» буквально не вылезал
«из морей». Ещё в конце прошлого года его экипаж заступил в дежурство в
качестве минно-трального корабля. Потом еще несколько видов дежурств.
Лишь в конце апреля корабль сменился с боевого дежурства.
А тут новое испытание – участие в российско-украинских военно-морских
учениях «Фарватер мира – 2011». Именно «Ковровец» вместе с МТЩ ВМС ВС
Украины «Черкассы» проделывал проходы в минных заграждениях, обеспечивал
выход главных сил из базы, решал другие задачи. После учений –
противоминное обеспечение, закрытие районов, где шла боевая подготовка,
велись стрельбы. Задач и различного рода проверок было много. Экипаж их
успешно выдержал.
С апреля прошлого года корабль стал активно ходовым, и за половину
2010 года прошёл 1840 миль. Это при том, что он не выходил за Босфор. А
за 500 ходовых часов 2011 года МТЩ прошёл уже 3198 миль. Это высокий
показатель для кораблей такого класса.
На сегодняшний день МТЩ «Ковровец» объявлен лучшим в дивизионе по
штурманской подготовке, борьбе за живучесть, противоминной подготовке,
ППДО. Он занимает лидирующее положение в дивизионе морских тральщиков.
Замечу, во многом благодаря опытному командиру Александру Альховику,
который сумел создать на корабле здоровую нравственную атмосферу,
обстановку высокой требовательности и взаимного доверия. Сам из флотской
семьи (его отец Виктор Альховик служил на противолодочных крейсерах
«Ленинград», «Москва»), он осознанно избрал путь военного моряка и после
срочной службы в пограничных войсках поступил в Черноморское ВВМУ, а
закончил после флотораздела уже минно-тральный факультет Высшего
военно-морского училища им. М. В. Фрунзе.
Офицерскую службу Александр Альховик начал командиром БЧ–2-3 на МТЩ
«Турбинист», через год стал помощником командира МТЩ «Радист», а после
высших офицерских классов – командиром того же корабля, на котором
служил, но уже с новым именем МТЩ – «Ковровец». Кстати, свое имя он
оправдывает, поскольку на корабле уже 10 лет служат посланники Коврова.
– Шефство над кораблем идет с 2001 года, – рассказывает Александр
Альховик. – Сегодня на нашем именном морском тральщике служат девять
посланцев ковровской земли. Служат на совесть…
Среди них командир в первую очередь назвал электрика старшину 2
статьи Антона Котилевского, химика старшего матроса Александра Баранова,
секретного делопроизводителя старшего матроса контрактной службы
Кирилла Факеева.
– «Ковровцы» стараются подбирать для службы на нашем корабле
достойных ребят, – говорит командир корабля. – И мы благодарны за это
мэру города Виктору Романовичу Каурову, военкому города. Кстати, мэр
обещал приехать к нам на День корабля, который мы будем отмечать 24
ноября.
С некоторыми из офицеров, контрактников, воинов по призыву удалось
пообщаться, несмотря на очень напряженный день для экипажа (корабль
проверяли офицеры технического управления флота). Что бросилось в глаза?
Их служебное рвение. В первую очередь это относится к командиру
штурманской боевой части старшему лейтенанту Андрею Калмаеву (он третий
год в должности) и командиру БЧ-5 капитан-лейтенанту Сергею Харину (он в
должности четыре года). Оба офицера отличаются вдумчивой воспитательной
работой по подбору кадров, сами являют собой образец добросовестного
отношения к делу.
Андрей Калмаев, например, прежде чем возглавить боевую часть, прошел
немалый путь. Уроженец Владивостока службу начал в учебном отряде Анапы.
Через полгода учебы новоиспеченный морской пограничник попал на
пограничный корабль, где прослужил полтора года в БЧ-5. Лишь после двух
лет срочной службы он принял решение стать офицером и сумел поступить в
Тихоокеанский военно-морской институт имени С. О. Макарова. Пять лет
учебы на родине, и вновь Черное море. Теперь уже не Анапа, а
Севастополь, боевой корабль.
– В ту пору «Ковровец» был еще неходовым тральщиком, – вспоминает
Андрей, – но мы жаждали моря и, стараясь побыстрее завершить ремонт,
трудились не покладая рук.
И это долгожданное время пришло. Тральщик вошел в состав сил постоянной готовности. Начались напряженные морские будни.
– Наша боевая часть небольшая, – продолжает Калмаев, – каждый человек
на виду. Каждый должен быть профессионалом и уметь подменить товарища.
Рулевым на корабле старшина 2 статьи контрактной службы Эдуард
Саитов. Человек не случайный в БЧ. До службы окончил Пермское речное
училище, получил специальность техника-судоводителя. В нынешней
должности пятый год. Настоящий профессионал. Женат, воспитывает ребенка.
Зрелый человек, к службе и своим обязанностям относится самым
добросовестным образом. Я бы даже сказал, с любовью. Причем настолько,
что привлек к службе на корабле… своего родного брата!
Дело в том, что в ноябре увольняется в запас электрик старший матрос
Константин Новгородский. А ему уже готовится замена – матрос Василий
Саитов, родной брат Эдуарда Саитова. Надо ли говорить, как
любовно-заботливо относится контрактник Саитов к становлению младшего
брата, Василия? Такое «братское шефство» пойдет на пользу молодому
матросу. Как знать, может быть, и он со временем пожелает стать
контрактником. Как это сделал рулевой старший матрос контрактной службы
Алексей Бондаренко. Черноморец из города Сочи после срочной принял
решение продолжить службу контрактником. И вот уже второй год служит по
контракту и учится в ВУЗе. Будет рулевой с высшим образованием.
Своей сплоченностью отличается и БЧ-5 тральщика. Командир «бэче»
капитан-лейтенант Сергей Харин после окончания ВВМИ имени А.Н. Крылова
послужил на малом артиллерийском корабле Каспийской флотилии, в
должности командира БЧ-5. Так что на тральщик пришел с определенным
опытом эксплуатации техники. На «Ковровце» получил, кроме того, опыт
ремонтной подготовки. Вместе со своими подчиненными, а их более двух
десятков человек, вводил корабль в строй. По штату в БЧ-5, кроме
командира «бэче» офицеров нет. Но в реалии должность старшины команды
электриков с августа нынешнего года исполняет лейтенант Виктор Ночевка.
Потенциал выпускника вуза, имеющего высшее образование, используется в
полной мере. Он уже врос в обстановку и, по сути дела, выполняет
обязанности заместителя командира боевой части.
В число ключевых фигур БЧ входят старшина команды мотористов мичман
Сергей Савченко, мастер военного дела. За его плечами два десятка лет
службы на МТЩ.
Три года служит в должности старшины команды трюмных мичман Сергей
Юзько, специалист 1-го класса. До корабля Сергей служил на топливной
базе.
Контрактники в боевой части представлены достойными людьми. Это
старший электрик главный корабельный старшина Сергей Ильин, за плечами
которого вот уже десять лет службы на корабле. Это машинист-трюмный
старший матрос Григорий Затона. Это старший машинист котельный главный
старшина Денис Пономарев, который служит на тральщике девять лет. Вот
костяк самой многочисленной боевой части. Но есть и «молодая поросль». В
частности, моторист матрос Андрей Жермель. Он завершил службу по
призыву и стал контрактником. Добрую память о себе оставляют электрик
матрос Александр Азаренков, трюмный старший матрос Сергей Липучев. Они
увольняются в запас.
Коллективный портрет лучшего тральщика соединения завершаю ведущим
подразделением корабля – БЧ-2–3. Её возглавляет лейтенант Юрий Лисицын. В
должности он с августа сего года. А его предшественник – старший
лейтенант Валентин Тютькало – пошел на повышение: назначен помощником
командира МТЩ «Вице-адмирал Жуков».
Ключевой фигурой БЧ-2-3 и по должности, и по званию, и, главное, по
опыту службы на корабле является старший мичман Владимир Ищенко –
старшина минно-тральной команды. Более 20 лет, по словам командира
«бэче», он служит на корабле. Свою специальность знает «от и до»,
истинный мастер военного дела.
На должности старшего минера – старшина 1 статьи контрактной службы
Алексей Трубаков. Пока его корабельный стаж – менее года, до этого он
служил в морской пехоте. Прошел свое профессиональное становление
электрик тральный старшина 2 статьи контрактной службы Дмитрий Пусташов.
За его плечами полтора года службы. А вот для молодого матроса Игнатия
Наговицына она только начинается. В боевой части идет нормальная,
плановая ротация специалистов. Есть «зубры», есть новички, которые
перенимают опыт мастеров.
* * *
Недавно на ЧФ завершилось общефлотское учение, которым руководил
командующий флотом контр-адмирал Александр Федотенков. Так вот, МТЩ
«Ковровец» был участником этих учений. И то, что экипаж справился с
поставленной задачей, говорит о профессионализме «ковровцев», и лишний
раз подтверждает оценку, данную командиром бригады ОВР.
Владимир ПАСЯКИН
На снимках: морской тральщик «Ковровец», его командир капитан 3 ранга Альховик и члены экипажа.
Фото автора.
ForPost |