Поиск
Статистика

16:06
«Ковровец» – лучший тральщик флота (фото)

Сегодня, в День моряка-надводника наш рассказ о корабле Краснознаменной бригады ОВР, которой командует капитан 1 ранга Валерий Зубков. Бригада воспитала 12 Героев Советского Союза, в числе которых имена, известные всему флоту.

Это капитан 3 ранга Дмитрий Глухов – командир 1-го дивизиона сторожевых катеров, старший краснофлотец Иван Голубец, имя которого теперь носит один из морских тральщиков, капитан 3 ранга Николай Сипягин – командир 4-го дивизиона сторожевых катеров, старшина 2 статьи Григорий Куропятников – командир отделения минеров легендарного «СКА-065»…

Сегодня бригада, созданная в соответствии с приказом Наркома ВМФ СССР, 4 августа 1939 года, востребована в полной мере. Корабли ее двух дивизионов постоянно и успешно участвуют во всех общефлотских учениях, решают ответственные задачи по поддержанию благоприятной оперативной обстановки в районе неспокойных кавказских берегов.

Лучшим кораблем Краснознаменной бригады на сегодняшний день является морской тральщик «Ковровец», которым командует капитан 3 ранга Александр Альховик. Экипаж  с высокими результатами завершает летний период обучения и учебный год в целом. Экипажем «Ковровца» вот уже седьмой год командует капитан 3 ранга Александр Альховик. Командир бригады ОВР капитан 1 ранга Валерий Зубков определил морской тральщик лучшим в соединении.

Я побывал на этом корабле, побеседовал с командиром, офицерами, членами экипажа. Корабль в сентябре вернулся с кавказских берегов, где вместе с МПК «Суздалец» решал задачи по поддержанию благоприятной оперативной обстановки. Причем, именно командир МТЩ «Ковровец» капитан 3 ранга Альховик был назначен командиром передового отряда группы быстрого реагирования, то есть старшим группы кораблей.

Впрочем, это не единственная успешно решенная экипажем задача, выпавшая на долю многоопытного командира. Завершив ремонт и став кораблем постоянной боевой готовности «Ковровец» буквально не вылезал «из морей». Ещё в конце прошлого года его экипаж заступил в дежурство в качестве минно-трального корабля. Потом еще несколько видов дежурств. Лишь в конце апреля корабль сменился с боевого дежурства.

А тут новое испытание – участие в российско-украинских военно-морских учениях «Фарватер мира – 2011». Именно «Ковровец» вместе с МТЩ ВМС ВС Украины «Черкассы» проделывал проходы в минных заграждениях, обеспечивал выход главных сил из базы, решал другие задачи. После учений – противоминное обеспечение, закрытие районов, где шла боевая подготовка, велись стрельбы. Задач и различного рода проверок было много. Экипаж их успешно выдержал.

С апреля прошлого года корабль стал активно ходовым, и за половину 2010 года прошёл 1840 миль. Это при том, что он не выходил за Босфор. А за 500 ходовых часов 2011 года МТЩ прошёл уже 3198 миль. Это высокий показатель для кораблей такого класса.

На сегодняшний день МТЩ «Ковровец» объявлен лучшим в дивизионе по штурманской подготовке, борьбе за живучесть, противоминной подготовке, ППДО. Он занимает лидирующее положение в дивизионе морских тральщиков. Замечу, во многом благодаря опытному командиру Александру Альховику, который сумел создать на корабле здоровую нравственную атмосферу, обстановку высокой требовательности и взаимного доверия. Сам из флотской семьи (его отец Виктор Альховик служил на противолодочных крейсерах «Ленинград», «Москва»), он осознанно избрал путь военного моряка и после срочной службы в пограничных войсках поступил в Черноморское ВВМУ, а закончил после флотораздела уже минно-тральный факультет Высшего военно-морского училища им. М. В. Фрунзе.

Офицерскую службу Александр Альховик начал командиром БЧ–2-3 на МТЩ «Турбинист», через год стал помощником командира МТЩ «Радист», а после высших офицерских классов – командиром того же корабля, на котором служил, но уже с новым именем МТЩ – «Ковровец». Кстати, свое имя он оправдывает, поскольку на корабле уже 10 лет служат посланники Коврова.

– Шефство над кораблем идет с 2001 года, – рассказывает Александр Альховик. – Сегодня на нашем именном морском тральщике служат девять посланцев ковровской земли. Служат на совесть…

Среди них командир в первую очередь назвал электрика старшину 2 статьи Антона Котилевского, химика старшего матроса Александра Баранова, секретного делопроизводителя старшего матроса контрактной службы Кирилла Факеева.

– «Ковровцы» стараются подбирать для службы на нашем корабле достойных ребят, – говорит командир корабля. – И мы благодарны за это мэру города Виктору Романовичу Каурову, военкому города. Кстати, мэр обещал приехать к нам на День корабля, который мы будем отмечать 24 ноября.

С некоторыми из офицеров, контрактников, воинов по призыву удалось пообщаться, несмотря на очень напряженный день для экипажа (корабль проверяли офицеры технического управления флота). Что бросилось в глаза? Их служебное рвение. В первую очередь это относится к командиру штурманской боевой части старшему лейтенанту Андрею Калмаеву (он третий год в должности) и командиру БЧ-5 капитан-лейтенанту Сергею Харину (он в должности четыре года). Оба офицера отличаются вдумчивой воспитательной работой по подбору кадров, сами являют собой образец добросовестного отношения к делу.

Андрей Калмаев, например, прежде чем возглавить боевую часть, прошел немалый путь. Уроженец Владивостока службу начал в учебном отряде Анапы. Через полгода учебы новоиспеченный морской пограничник попал на пограничный корабль, где прослужил полтора года в БЧ-5. Лишь после двух лет срочной службы он принял решение стать офицером и сумел поступить в Тихоокеанский военно-морской институт имени С. О. Макарова. Пять лет учебы на родине, и вновь Черное море. Теперь уже не Анапа, а Севастополь, боевой корабль.

– В ту пору «Ковровец» был еще неходовым тральщиком, – вспоминает Андрей, – но мы жаждали моря и, стараясь побыстрее завершить ремонт, трудились не покладая рук.
И это долгожданное время пришло. Тральщик вошел в состав сил постоянной готовности. Начались напряженные морские будни.

– Наша боевая часть небольшая, – продолжает Калмаев, – каждый человек на виду. Каждый должен быть профессионалом и уметь подменить товарища.

Рулевым на корабле старшина 2 статьи контрактной службы Эдуард Саитов. Человек не случайный в БЧ. До службы окончил Пермское речное училище, получил специальность техника-судоводителя. В нынешней должности пятый год. Настоящий профессионал. Женат, воспитывает ребенка. Зрелый человек, к службе и своим обязанностям относится самым добросовестным образом. Я бы даже сказал, с любовью. Причем настолько, что привлек к службе на корабле… своего родного брата!

Дело в том, что в ноябре увольняется в запас электрик старший матрос Константин Новгородский. А ему уже готовится замена – матрос Василий Саитов, родной брат Эдуарда Саитова. Надо ли говорить, как любовно-заботливо относится контрактник Саитов к становлению младшего брата, Василия? Такое «братское шефство» пойдет на пользу молодому матросу. Как знать, может быть, и он со временем пожелает стать контрактником. Как это сделал рулевой старший матрос контрактной службы Алексей Бондаренко. Черноморец из города Сочи после срочной принял решение продолжить службу контрактником. И вот уже второй год служит по контракту и учится в ВУЗе. Будет рулевой с высшим образованием.

Своей сплоченностью отличается и БЧ-5 тральщика. Командир «бэче» капитан-лейтенант Сергей Харин после окончания ВВМИ имени А.Н. Крылова послужил на малом артиллерийском корабле Каспийской флотилии, в должности командира БЧ-5. Так что на тральщик пришел с определенным опытом эксплуатации техники. На «Ковровце» получил, кроме того, опыт ремонтной подготовки. Вместе со своими подчиненными, а их более двух десятков человек, вводил корабль в строй. По штату в БЧ-5, кроме командира «бэче» офицеров нет. Но в реалии должность старшины команды электриков с августа нынешнего года исполняет лейтенант Виктор Ночевка.

Потенциал выпускника вуза, имеющего высшее образование, используется в полной мере. Он уже врос в обстановку и, по сути дела, выполняет обязанности заместителя командира боевой части.

В число ключевых фигур БЧ входят старшина команды мотористов мичман Сергей Савченко, мастер военного дела. За его плечами два десятка лет службы на МТЩ.

Три года служит в должности старшины команды трюмных мичман Сергей Юзько, специалист 1-го класса. До корабля Сергей служил на топливной базе.

Контрактники в боевой части представлены достойными людьми. Это старший электрик главный корабельный старшина Сергей Ильин, за плечами которого вот уже десять лет службы на корабле. Это машинист-трюмный старший матрос Григорий Затона. Это старший машинист котельный главный старшина Денис Пономарев, который служит на тральщике девять лет. Вот костяк самой многочисленной боевой части. Но есть и «молодая поросль». В частности, моторист матрос Андрей Жермель. Он завершил службу по призыву и стал контрактником. Добрую память о себе оставляют электрик матрос Александр Азаренков, трюмный старший матрос Сергей Липучев. Они увольняются в запас.

Коллективный портрет лучшего тральщика соединения завершаю ведущим подразделением корабля – БЧ-2–3. Её возглавляет лейтенант Юрий Лисицын. В должности он с августа сего года. А его предшественник – старший лейтенант Валентин Тютькало – пошел на повышение: назначен помощником командира МТЩ «Вице-адмирал Жуков».

Ключевой фигурой БЧ-2-3 и по должности, и по званию, и, главное, по опыту службы на корабле является старший мичман Владимир Ищенко – старшина минно-тральной команды. Более 20 лет, по словам командира «бэче», он служит на корабле. Свою специальность знает «от и до», истинный мастер военного дела.

На должности старшего минера – старшина 1 статьи контрактной службы Алексей Трубаков. Пока его корабельный стаж – менее года, до этого он служил в морской пехоте. Прошел свое профессиональное становление электрик тральный старшина 2 статьи контрактной службы Дмитрий Пусташов. За его плечами полтора года службы. А вот для молодого матроса Игнатия Наговицына она только начинается. В боевой части идет нормальная, плановая ротация специалистов. Есть «зубры», есть новички, которые перенимают опыт мастеров.

* * *

Недавно на ЧФ завершилось общефлотское учение, которым руководил командующий флотом контр-адмирал Александр Федотенков. Так вот, МТЩ «Ковровец» был участником этих учений. И то, что экипаж справился с поставленной задачей, говорит о профессионализме «ковровцев», и лишний раз подтверждает оценку, данную командиром бригады ОВР.

Владимир ПАСЯКИН

На снимках: морской тральщик «Ковровец», его командир капитан 3 ранга Альховик и члены экипажа.

Фото автора.
 

ForPost

Прикрепленные изображения

А.Альховик на ГКП
А.Альховик на ГКП
боцман ст.мичман Петр Чеботарь инструктирует ютовую команду
боцман ст.мичман Петр Чеботарь инструктирует ютовую команду
Братья Саитовы - Эдуард и Василий
Братья Саитовы - Эдуард и Василий
Комендор
Комендор
Сигнальщик
Сигнальщик
Ст.матрос кс Максим Связников
Ст.матрос кс Максим Связников
Флагштурман бригады контролирует работу штурмана МТЩ
Флагштурман бригады контролирует работу штурмана МТЩ
Просмотров: 2692 | Добавил: hotabb | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Календарь