Придя на пикет, который расположился невдалеке от места
трагической гибели маленьких севастопольцев и их мамы, я отошел к тому
роковому месту, где произошёл весь этот ужас, чтобы положить свою
гвоздику рядом с горой живых цветов, игрушек, зажженных свечей и
трогательных и искренних записок и стихов.
Мне в жизни приходилось хоронить погибших при исполнении служебного
долга товарищей, родных и близких мне людей – это всегда нелегко. Но
именно здесь перед портретом счастливой когда-то семьи, милых детских
лиц, улыбок, которые могли десятки лет согревать жизнь окружающих людей,
почему-то стало особенно тоскливо. Что-то сжало и не отпускало сердце,
холодной тяжестью легло на душу, к горлу подкатил ком. Как всё страшно и
нелепо.
«Водитель и пешеход! ПДД написаны кровью!»**
Чуть позднее пришла мысль о необходимости воздать должное всем
причастным к этой трагедии. И бездумному лихачу-убийце, и сотрудникам
ГАИ (ДАІ), не сумевшим защитить юные жизни, и властям за…, впрочем,
просто потому, что они – власть, и должны отвечать за всё. От моих
грустных мыслей и чувств меня отвлёк громкий визг тормозов. Вишнёвая
«Газель», выезжая с ремонтирующего участка дороги на ул. Гоголя,
остановилась всего в полуметре от резко затормозившего автобуса с
пассажирами…
Немая сцена. Постояли несколько секунд на расстоянии вытянутой руки,
видимо отдышались да холодный пот со лба вытерли, и продолжили движение.
Понимая, что на моих глазах едва не произошла очередная трагедия,
беспомощно огляделся по сторонам. Рядом стояла пожилая женщина. «Уроды! –
сказала она, – и жизнь их ничему не учит». Наверное, отсутствие чувства
ответственности действительно своеобразное уродство, только, к
сожалению, не очевидное до поры, и проявляется оно иногда в тот момент,
когда за него заплачено жизнями. Часто чужими.
Этот эпизод вспомнился мне, когда какой-то, по всей видимости, не
очень дисциплинированный водитель на импровизированной встрече с
участниками митинга допытывался у заместителя начальника ГАИ
подполковника милиции Никулина О.В., почему сотрудники этого ведомства
так часто используют в качестве воспитательных мер штрафы. Часто?
Возможно. Но, на мой взгляд, хорошо бы ещё за некоторые нарушения права
отбирать пожизненно, порку ввести публичную и клейма ставить на машины и
на физиономии, чтобы видно было, с кем имеешь дело. «Асhtung! Ахтунг!
На дороге потенциальный убийца». Убийца, а не любитель быстрой езды и
шалунишка, как потом представляют адвокаты. Давайте же называть вещи
своими именами. Не хватает адреналина – иди с парашютом прыгай.
«Хватит нас ДАІть»
О «гаишниках», формах и методах их работы разговор должен быть особый. И
такой разговор в нашей газете обязательно будет. Конечно, в работе
этого ведомства масса недоработок, упущений и злоупотреблений, только
абсолютно ничего хорошего мы не добьёмся, если опустимся в нашем
обсуждении, как сделать жизнь и дорогу безопасней до позиции одного из
авторов, который начал свой газетный опус словами: «Гаишники» - мои
заклятые враги, я их ненавижу!». С таким же успехом можно ненавидеть и
всё оставшееся человечество, но это уже клинический случай.
«Гаишниками», как и солдатами, не рождаются, они вырастают среди нас с
вами и впитывают в себя грязь, которой так богато наше общество и
которую развели, если уж не с нашей помощью, то при нашем
попустительстве точно. Откажитесь от дачи взяток при любых
обстоятельствах, звоните и пишите заявления руководству и службе
внутренней безопасности о попытках вымогать взятки сотрудниками милиции и
об ухарстве на дорогах, делайте замечания в маршрутках нерадивым
водителям и сообщайте их руководству о фактах неправильного поведения. И
мы переломим ситуацию к лучшему. В этом плане гражданская позиция
организаторов акции – митинга, пикета, автопробега и минуты молчания в
память о погибших на дорогах - заслуживает уважения.
А мнение этих неравнодушных людей о том, что критерием оценки работы
ГАИ должно стать не количество составленных протоколов и взысканных
штрафов, а уменьшение количества смертей на дорогах, я считаю
бесспорным. Добавлю, что оценка работы по таким второстепенным
показателям отвлекает от решения основной задачи – обеспечения
безопасности участников дорожного движения. Если городские власти чётко
поставят перед автоинспекцией такую задачу, и бескомпромиссно будет
спрашивать за её выполнение, то и сами не смогут игнорировать
предписания ГАИ об отсутствии освещённости на дорогах,
неудовлетворительном состоянии дорожного полотна и других предпосылках к
ДТП.
«Топик не игрушка, пассажиры не дрова!»
Поэтому правильно, на мой взгляд, сделали участники пикета, когда
обратили свои многочисленные призывы не только к ГАИ, Севастопольской
городской госадминистрации, но также и ко всем участникам дорожного
движения – водителям и пешеходам. Пешеходы зачастую не только создают
аварийные ситуации на дорогах, но и попустительствуют нарушению правил
водителями. Я опросил более десятка участников пикета и прохожих, почти
все отмечали езду водителей маршруток на грани «фола», многочисленные
разговоры по мобильным телефонам и другие нарушения. Кое-кто делал
замечания водителю, а одна молодая мама двоих детей даже в автоинспекцию
позвонила. По её мнению на маршрутках ездить просто страшно. Но поехать
и написать заявление никто не захотел.
Осмелюсь предположить, что при такой нашей позиции мы ещё долго будем
бояться. Чем дольше будем прятать голову в песок, тем дольше придётся
бояться. Чем равнодушнее будем к правонарушениям на дороге, тем больше
их будет, тем больше вероятность, что в ДТП пострадаем мы сами или наши
близкие. Всё в нашей жизни взаимосвязано.
«Я плачу налоги, где дороги?»
Ну, здесь как говориться всё ясно. С дорогами последнее время всё же
что-то делается. О планах реконструировать отдельные участки дорог и
перекрёстки также говорил на пресс-конференции в минувший понедельник и
Председатель Севастопольского городского Совета Ю.В.Дойников. А вот
количество подземных переходов, наверное, у нас самое маленькое на
Украине на душу населения. Душу, которая ежедневно вынуждена рисковать
даже на пешеходных переходах, учитывая менталитет наших водителей и
количество «мажоров» или попросту говоря – «блатных».
«Хватит терпеть беспредел «мажоров» на дорогах!»
«Мажоры» - это «безбашенные» сынки наших новоявленных богатеев и
чиновников, депутатов и влиятельных церковнослужителей (все помним
гибель девушки возле СевНТУ), это пьяный «мент» за рулём или эстрадная
«звезда». Увы, это и тот, кем мы вчера восхищались на футбольном поле,
сегодня ставший убийцей. Это любой с позволения сказать гражданин,
который считает, что законы писаны не для него, что за их нарушение его
откупят, «отмажут», спустят дело на тормозах и т.д. Это человек,
уверовавший в свою исключительность и безнаказанность (ну разве не
моральный урод?).
Таким его воспитали те, кто иногда в силу своего служебного положения
пытается воспитывать нас. «Блюстителям» зачастую спокойнее с ними не
связываться, или на них давят власти, либо их совершенно пошло покупают.
Чтобы такого не происходило, расследование подобных правонарушений
должно находиться под пристальным вниманием общественных организаций,
как и деятельность ГАИ и других органов государственной власти и
управления.
Так что, разобравшись с этими, ну вы помните с кем, поставив их в рамки
закона, с уверенностью можно было бы сказать, что большая часть проблемы
решена. Но, чтобы это случилось, должно, чтобы произошло нечто
сопоставимое с 11 сентября в США. Как говориться, пока гром не грянет…
Только дело в том, что в масштабах Севастополя гром уже грянул.
Убийство в Севастополе в масштабах города сопоставимо с упомянутым
терактом в Америке и кровавой резнёй в станице Кущёвской в России. В
одной из этих стран полностью поменяли подходы к вопросам безопасности, в
другой - проводится целый ряд экстренных мер, выявляются факторы и
люди, которые вольно или невольно содействовали преступлению. А что
будет сделано у нас?
Поэтому заслуживает одобрения намерение организаторов пикета создать
общественную организацию «За безопасность на дорогах». Может быть,
действительно станет чуточку спокойнее жить. Не хотелось бы только,
чтобы общественными организациями манипулировали какие-то партии в своих
интересах. Пытаться зарабатывать популярность на сегодняшней боли людей
– верх цинизма.
Затронутая проблема, безусловно, может быть решена только общими
усилиями городской власти, ГАИ и всего населения. В этом плане вселяет
некоторый оптимизм толерантность зам. начальника автоинспекции города,
который сказал, что ГАИ готова сотрудничать со всеми общественными
организациями, прессой и отдельными гражданами, у которых будут
конструктивные предложения. У корреспондента нашей газеты такое
предложение было. Он предложил проводить совместные рейды ГАИ с участием
представителей общественности и СМИ с последующим освещением в газете.
Так что, уважаемые читатели, ждите репортажей с мест событий, хотелось
бы, чтобы это были не ДТП.
Владимир НЕСМЕЯНОВ
* полностью стихотворение можно прочитать на прилагаемом фото
** здесь и далее заголовки взяты из лозунгов, которые несли участники пикетов
ForPost |