Как уже сообщал «Новый Севастополь», в Севастополе с
трехдневным дружественным визитом гостит уникальный итальянский парусник
«Америго Веспуччи».
На время непродолжительный похода по
маршруту Ливорно - Валетта – Хайфа - Лимасол – Стамбул - Одесса –
Севастополь – Пирей – Ливорно, учебное парусное судно ВМС Италии стало
домом родным для 120 курсантов-первокурсников и преподавателей
Военно-Морской Академии Ливорно. Осваивая такелаж, навигацию и весьма
непростое парусное дело, будущие итальянские офицеры вспоминают суровую
службу своих прадедов, которые, скорее всего, и думать не думали, что
когда-то их правнуки будут поднимать самолеты с палубы авианосца
«Джузеппе Гарибальди».
Как убедились многочисленные посетители
парусника (длиннющая вереница желающих попасть на борт выстроилась от
самого причала и до входа на вокзал), на итальянском флоте умеют хранить
традиции.
Ухоженный парусник, за состоянием которого следит
около 270 человек экипажа, производит большое, яркое впечатление.
Дерево, медь, красиво и грамотно сплетенные канаты, канатики, оганы и
концы, а также заботливой рукой созданные всевозможные такелажные
устройства – все это мгновенно переносит гостей парусника в иной, если
хотите, романтичный и далекий от нашей хай-тек-действительности мир.
Неудивительно,
что с лиц завершавших свою экскурсию по судну председателя СГГА
Владимира Яцубы и председателя СГС Юрия Дойникова не сходила улыбка и
восхищение. В присутствии составившего им компанию главного
представителя ЕС в Украине господина Жозе Мануела Пинту Тейшейра,
Владимир Яцуба, по-дружески приобняв главного боцмана парусника, заявил:
«Нет, я все же поставлю в городе памятник боцману».
Это было
сегодня после обеда. А вслед за экскурсией по кораблю руководителей
местных властей состоялась пресс-конференция для местных же журналистов.
Старший
помощник командира корабля капитан 2 ранга Эдуардо Ленджито сразу снял
вопросы в отношении ходовой части судна: паруса или дизель? Дизель, и
немного паруса.
- «Америго Веспуччи» - это корабль у которого
есть паруса, но они – не для того, чтобы длительно ходить под парусами в
классическом формате парусников прошлых времен. Это корабль с парусами,
чтобы обучать парусному ремеслу курсантов. У корабля 3 квадратных
километра парусов. Смотрится красиво. Но сам корабль - тяжелый, и с
ограниченной маневренностью. Тем не мене, он часто принимает участие в
мероприятиях, праздниках с участием парусников. Как правило, они
проходят на Севере Европы, - рассказал офицер. Старпом также коснулся
самой курсантской практики.
- 5 июля мы вышли из Ливорно.
Сейчас прошло более половины похода. Нам осталось зайти в греческий
Пирей, после чего мы возьмем курс к родным берегам. 16 сентября курсанты
сойдут на берег и уже будучи зачисленными на 2-курс, продолжат учебу в
академии, - рассказал Эдуардо Ленджито.
Командиру корабля
капитану 1 ранга Паоло Реале достались вопросы посерьезнее, с некоторым,
как начали перешептываться журналисты, подтекстом.
В частности,
российских журналистов интересовало, почему все протокольные встречи
итальянцы проводят только с украинской стороной, без приглашений
представителей штаба Черноморского флота России («который - вот здесь,
на горке») и каковы сравнительные характеристики мореходных качеств
«Америго Веспуччи» с одной стороны и «Крузенштерна» и «Седова» с другой.
Речь шла в контексте парусных гонок, в которых, напомним, российские
парусники – всегда в лидерах, а «Америго Веспуччи», из-за упомянутой
выше ограниченной маневренности, как правило в гонках участвует
символически.
- Что касается наших коллег из Российской
Федерации, мы передали им приглашения на прием на борту корабля,
запланированный на эту субботу. Что касается сравнений возможностей
итальянского и двух российских парусников, мне трудно ответить, так как я
не знаю методологию обучения российских курсантов, особенности их
практики, - попытался мягко уйти от обсуждения какого-либо соперничества
Паоло Реале. - Наш корабль – это морской посланец, миссия которого –
объединять моряков всех стран. Ибо парусник – это мирное судно,
олицетворение романтики, дружбы, которые способен вызывать белый парус
на фоне голубого неба…
Нависшие было над парусом «грозовые тучи» разрядил довольно неожиданный вопрос про религию на итальянском флоте.
-
Наша страна очень религиозная. И на нашем борту находится капеллан. По
религиозному календарю проводятся католические мессы, в том числе и в
море. В них участвую желающие, - объяснил капитан 1 ранга Паоло
Реале.
Вспомнили и про женщин на итальянском флоте.
Иностранцы объяснили, что на их флоте сегодня это – норма. И на борту
парусника женщин – также немало.
- Больше всего девушек – среди
курсантов. Их 24. Плюс на борту – 3 женщины-офицера. В Италии стать
офицером ВМС – это очень престижно. Это – замечательная карьера. Конкурс
в академию большой: из 4000 желающих учиться в академии на 1-й курс
зачислено 110 человек. , - рассказал начальник курса курсантов академии
Ливорно капитан 3 ранга Альберто Таработто.
Под занавес
конференции всех ее участников рассмешил вопрос и последовавший за ним
ответ по поводу остальной, кроме летней практики, эксплуатации
парусника, мол, не простаивать же, может, туристов покатать?
-
Хорошая идея. Несмотря на то, что мы, возможно, могли бы много
заработать на туризме, - улыбнулся капитан 1 ранга Паоло Реале, - тем не
менее корабль – это государственное имущество. У него – другие задачи.
Кораблю исполнилось 80 лет. Это, образно говоря, старая бабушка, за
которой надо ухаживать. На это уходит осеннее и зимнее время. Намерение
итальянского государства – как можно дольше продержать
этого красавца – еще лет 80.
Остается
добавить, что парусник был построен на Королевской морской верфи в
Кастелламаре ди Стабиа (пригород Неаполя) и спущен на воду 22-го февраля
1931 года. Общая длина корабля составляет 101 м, ширина корпуса – 15,5
м, осадка - 7,5 м. Водотоннажность – 4 тысячи тонн. «Америго Веспуччи»
имеет 24 паруса, которые пошиты из натуральной парусины. Высота самой
длинной мачты – 54 метра над уровнем моря.
Максимальная
скорость, которую развивает парусник, составляет 12 узлов.
Маневрирование происходит исключительно вручную, управление реями
производится с помощью канатов из конопли, их общая длина составляет 30
км. Чтобы поднять все паруса, необходимо участие 200 человек. Вся
процедура занимает 40 минут.
Зато к радости многочисленных желающих попасть на борт корабля, в пятницу и субботу дни открытых дверей будут длиться часами.
Александр Пархоменко, «Новый Севастополь» Фото автора