Как
пояснила пресс-служба фестиваля, накануне разослав журналистам
пресс-релизы, «Альминское дело» - это масштабный сбор представителей
движения военно-исторической реконструкции, организованный в рамках
проведения Дней памяти воинов, павших в Крымской войне и при обороне
Севастополя».
На Альминском поле, как и 157 лет назад, сошлись в
рукопашной войска, с одной стороны, Великобритании, Франции, Сардинии и
Турции, а с другой - России, чтобы напомнить зрителям о первом сражении
войск коалиции в крымской кампании.
Понятно,
что масштаб реконструированного сражения значительно отличался от
«оригинала». До сотни униформистов с двух сторон показали, какие
тактические приемы применяли егеря, пехотинцы, артиллеристы и
кавалеристы в далеком 1854 году.
В достатке было пиротехники.
Заранее минированные территории поля боя то и дело (по команде
оператора) взлетали в воздух, вызывая у многочисленных зрителей возгласы
восхищения и дружные аплодисменты.
Действительно,
с точки зрения приближения реконструкции к реальным условиям сражения
было сделано все как надо, «картинка» нравилась как vip-ам, так и
простым смертным.
Кстати, посмотреть на «войнушку» прибыли
чрезвычайный и полномочный посол Франции в Украине Жак Фор, и. о.
постпреда президента Украины в АРК Виктор Плакида, генеральный консул РФ
в Симферополе Владимир Андреев, депутаты, министры крымского
правительства и различные общественные деятели полуостровного масштаба.
Массовку
составляли все, кто не поленился приехать из Севастополя, Симферополя и
других городов. Не обошлось без сплоченной группы «Русского единства» с
партийными флагами. Реконструкцию посетили представители различных
казачьих организаций в обмундировании, а посему спутать их с
униформистами было очень даже легко. Словом, каждый, кто хотел, получил
возможность на других посмотреть и себя показать.
Конечно же,
главными виновниками фестиваля были униформисты. Представители
военно-исторических клубов Украины, России, Великобритании, Франции
откликнулись на призыв организаторов фестиваля Бахчисарайского
историко-культурного заповедника, мемориала «Поле Альминского сражения»,
Музея Шереметьевых, организационного комитета Верховного Совета Крыма.
На
этот раз в фестивале приняли участие военно-исторические клубы и
группы: «Киевский гренадерский полк» (Киев), «Бородинский егерь»
(Москва), «Альма» (Евпатория), КЛИО (Севастополь), «Курский ополченец»,
«7-й линейный полк», «18-й линейный полк» (Санкт-Петербург), «5-й
артиллерийский полк» (Севастополь), «Пластуны», «57-й пехотный полк»
(Великобритания и Украина), «3-й зуавский полк» (Севастополь),
«Савойская бригада» (Франция).
Руководителям этих групп и
клубов после окончания представления были вручены грамоты и дипломы.
Особые слова благодарности (и вполне заслуженно) прозвучали в адрес
Алексея Шереметьева - известного киевского мецената, музейщика и
основателя Музея Шереметьевых. Отмечалось, что он прилагает поистине
титанические усилия, чтобы фестиваль «Альминское дело» креп и
развивался.
Понятно,
что Алексей Шереметьев стал центральной фигурой пресс-конференции.
Журналисты пытались выудить из мецената ответ на вопрос, в чем
коммерческий успех фестиваля. На что Шереметьев устало (он сам принимал
участие в военно-исторической реконструкции в качестве офицера
российского пехотного полка) парировал - никакой коммерции, одни
расходы. Однако назвал цифру: за год существования военно-морского музея
Украины (в Севастополе, на фондах Михайловской казематированной
батареи) его посетили 70 тысяч человек. Шереметьев сделал акцент на том,
что экспозицию музея составляют уникальные экспонаты, в частности,
периода Крымской войны, и от этого - его успех.
Шереметьев
сказал, что и на следующий год планируется проведение фестиваля
«Альминское дело», возможно, с еще большим количеством участников.
После
окончания пресс-конференции журналисты, да и все желающие, могли
посетить «лагерь русских войск» и отведать гречневой каши и водки. Для
детей и трезвенников был предусмотрен квас.
Пожалуй,
единственным, но существенным недостатком военно-исторической
реконструкции можно назвать не четко определенные организаторами места
для зрителей. Зрители толпой перемещались вблизи «сражения», мешая
работать телевизионщикам и фотографам, что, конечно, смазало общую
вполне благоприятную картинку.
Как
сообщила «Новому Севастополю» пресс-секретарь Музея Шереметьевых
Екатерина Акиншина, вышеназванный недостаток будет в дальнейшем
исправлен, по мере совершенствования фестиваля «Альминское дело».
Александр Щербаков, «Новый Севастополь»Фото автора