Поиск
Статистика

14:21
Уникальный кинопоказ. «Море в огне» - фильм можно увидеть только в Севастополе.

Уникальный кинопоказ. «Море в огне» - фильм можно увидеть только в Севастополе.

2012-04-28 13:43:34



70 лет назад, 3 июля 1942 года, закончилась героическая оборона Севастополя 1941-1942 годов. В преддверии этой трагической даты, а также в канун 68-й годовщины освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков 24 апреля в кинотеатре «Москва» прошел пресс-показ кинофильма режиссера Леона Саакова «Море в огне», организованный КП «Киновидеопрокат» для ветеранов и журналистов.

Событие это, можно сказать, беспрецедентное, так как на всей территории СНГ сохранилась единственная копия этого фильма на пленке 35 мм, которую можно посмотреть, - в Севастополе. Она сохранена благодаря усилиям нескольких поколений работников фильмобазы КП «Киновидеопрокат».

Еще одна копия вышеуказанного фильма в широком формате (70 мм) находится в архиве Госфильмфонда. Оборудование для перевода картины в другой формат не сохранилось, поэтому на данное время фильм на широком экране посмотреть невозможно. Мало того, на сегодняшний день полностью отсутствует техническая возможность оцифровать данный исходный киноматериал, в виду снятия в начале 90-х годов с производства широкоформатного кинооборудования. Как такое могло случиться, трудно сейчас сказать...

Сколько еще прекрасных фильмов пылятся на полках фильмофондов! А ведь они востребованы! Перед показом попыталась найти «Море в огне» в Интернете – увы! Но зато наткнулась на отзывы зрителей, которые вспоминают этот прекрасный фильм, сожалеют, что не могут посмотреть его еще раз и показать своим детям, ведь он – «самый впечатляющий и правдивый фильм о городе-герое Севастополе. На таких фильмах строятся государства и воспитывается молодежь». И таких отзывов – масса.

Если сейчас не предпринять шаги по реставрации и оцифровке уникальной киноленты, то через пару лет ее можно потерять безвозвратно. Для нынешних и будущих поколений это будет огромная, невосполнимая потеря. Уже сейчас лента выцветшая, с полосами, в общем, качество оставляет желать лучшего. На копировальной фабрике киностудии им. Довженко готовы провести реставрационные работы, но это стоит денег.

Как отметил директор предприятия Валентин Гребельный, показ фильма приурочен еще к одной дате - 40-летию выхода фильма в прокат. Впервые на экраны СССР широкоформатный фильм «Море в огне» вышел 22 февраля 1972 года. Первоначально он назывался «Оборона Севастополя», посвящен одной из самых героических страниц Великой Отечественной – подвигу защитников города-героя, 250 дней отстаивавших свой город, который фашисты непрерывно атаковали – с моря, с суши, с воздуха. Вынужденные оставить Севастополь по приказу командования, они потом сражались на других фронтах и долгими военными дорогами вернулись в Крым весной 1944 года.

Кинорежиссер Л. Сааков в своем фильме рассказывал о пережитом, хорошо знакомом: в годы Великой Отечественной войны он возглавлял отдел фронтовых киногрупп Центральной студии документальных фильмов, был начальником киногруппы Первого Белорусского фронта. Его фильмы «На дорогах войны», «Последние залпы», «Весна на Одере» полюбились зрителям благодаря правдивости отражения военных эпизодов.

«Море в огне» по силе эмоционального воздействия стоит в одном ряду с фильмами, также снятыми режиссерами-фронтовиками, такими, как «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского, «А зори здесь тихие», Станислава Ростоцкого, «Баллада о солдате» Григория Чухрая, «Судьба человека» Сергея Бондарчука, поскольку эти произведения исторически достоверны и содержат массу вещей, в том числе бытовых мелочей, о которых могли знать только те, кто прошел войну, кто пережил все то, о чем говорят их фильмы. И эти мелочи превращают схематичные образы из учебников в живых и близких нам людей, приближают к нам героические события Великой Отечественной, делают их понятными молодым людям.

Например, в фильме «Море в огне» показан эпизод, когда севастопольские женщины приносили свои платья из натурального шелка, которые отправляли на заводы для авиабомб. В другом эпизоде упоминается, как моряки вместо воды, которая была у немцев, пили шампанское и даже варили на нем кашу. Потрясает эпизод, когда экскурсовод Панорамы ведет для моряков экскурсию на четвертом бастионе, рассказывая о подвиге их предков в первую оборону Севастополя. И эти факты бесценны, ведь работая над фильмом «Море в огне», Леон Сааков вместе с драматургом Николаем Фигуровским беседовали с людьми, сражавшимися за город, изучили обширный документальный материал. Таким образом, они создали масштабное кинопроизведение, где наряду с подлинными участниками исторических событий действуют вымышленные герои – собирательные образы, в которых нашли отражение героические черты моряков, пехотинцев и жителей Севастополя.

В современных картинах о войне в первую очередь не хватает именно достоверности той эпохи, они содержат много вымысла, фальши. И, по сути, они представляют собой коммерческие проекты, которые сняты в основном в виде боевиков, а, следовательно, воспринимаются отстранено, без эмоций.

Здесь же с первых минут просмотра жесткий ком намертво застревает в горле. Конечно, на экране мы видим Севастополь 70-х, но почти таким же он был и до войны – строгим, белокаменным, чистым… И люди были под стать городу – гордые, честные, целомудренные, беззаветно любящие свой город, свою большую тогда еще Родину.
Мы ходим по улицам, носящим имена героев второй обороны Севастополя. И эти герои предстоят перед нами в фильме – живыми людьми.

Вот генерал Петров, ведущий жесткий диалог с адмиралом Октябрьским. «Людьми воюем», - произносит он с горечью.

А вот перед генералом Остряковым ставится задача – разогнать фашистскую авиацию, чтобы дать зайти в бухту нашим кораблям. И буднично звучат его слова, обращенные к сослуживцу: «Ну, что летим, Коля…».
И так же буднично, без всякого пафоса выполняет приказ капитан Петров (его играет Юрий Соломин): «Есть, умереть, но не отступить», и потом: «Передайте командующему – я убит…».

Мы видим Павла Горпищенко, командира полка морской пехоты, в короткий промежуток между боями слушающего Чайковского.

На экране возникают драматические эпизоды тяжелых боев под Дуванкоем, когда, обвязавшись гранатами, бойцы шли навстречу немецким танкам, чтобы не пропустить их к городу. В эти дни на кораблях начали формироваться отряды морской пехоты: «черной смертью» называли фашисты морских пехотинцев.

Показано, как с тяжелыми боями по трудным горным дорогам на помощь севастопольцам пробивается из-под Одессы Приморская армия, которая надолго удерживает врага на важных ключевых позициях обороны недалеко от станции Микензиевы горы-2. Как сражались на 30-й, 35-й береговых батареях…

Мы становимся свидетелями работы Генерального штаба, Военного Совета в Севастополе, Городского комитета обороны в который вошли первый секретарь горкома партии Б.А. Борисов, председатель горисполкома В. П. Ефремов, видим, как принимались ответственные решения по обороне города. В этих сценах снимались актеры М.Ульянов (Жуков), Н.Гринько (Петров), В.Платов (Крылов), К.Лучко сыграла секретаря Севастопольского горкома партии по промышленности, участника обороны Севастополя, почетного гражданина города - Антонину Алексеевну Сарину.

Слезы душат, когда видишь сцену прощания генерала Петрова с отважным снайпером Ниной Ониловой, потрясает панорама горящего города и сцена спасения полотна Рубо в Панораме: мы видим раненного матроса, на которого сквозь пламень горящего полотна смотрит такой же матрос, только из 1854 года…

«Лишь горстка безумцев продолжает защищать эту груду камней и пепла», - со злостью произносит Манштейн.
И почти параллельно мы слышим слова генерала Петрова, как ответ немецкому генералу: «Город Севастополь защищает страну свою сегодня. Остались только камни и люди, а люди продолжают сражаться…».

Узнаваем пейзаж – море, степь, камни – все родное. И врастают в эту землю защитники Севастополя, обильно поливая ее своей кровью. Возникает потрясающий эффект соучастия, погружения в то время, в то эмоциональное состояние, в котором находился тогда весь город.

Фильм «Море в огне» уникален не только режиссерской, актерскими, но и операторской работой.

Оператор А.Петрицкий вел съемки, главным образом, в местах исторических событий. Улицы и пригороды Севастополя, возродившегося из руин, приходилось «гримировать» приметами военных лет. Снимать морские, сухопутные и воздушные бои помогали соединения Черноморского флота и Одесского военного округа .В съемках принимала участие (со стрельбой, конечно, холостыми снарядами) 30-я батарея береговой обороны ЧФ.

В последнее время очень редко при просмотре фильмов, спектаклей испытываешь то состояние, которое Аристотель назвал катарсисом. Трагедия, говорил он, вызывает у зрителя сострадание, сопереживание, сочувствие. Это те чувства, которые очищают, оздоравливают, возвышают душу, воспитывают ее. Вот такое эмоциональное состояние создает фильм «Море в огне». Ведь что такое патриотизм? Это любовь к Родине – эмоция чрезвычайно сильная, которая сродни с любовью к матери. А потому вовсе не случайно словосочетание «Родина-мать». И чтобы родина была матерью, а не мачехой, чтобы город, где живешь сегодня, был родным домом, который хочется обиходить и беречь, нужно воспитывать души подрастающего поколения – воспитывать на таких фильмах.

Фильм «Море в огне» - должен войти в каждый севастопольский дом, в каждое учебное заведение, чтобы каждый подросток примерил на себя образы защитников Севастополя, чтобы задумался: а смог ли и он «умереть, но не отступить»…

Очень важно, что закадровый голос поясняет, рассказывает, обосновывает исторические реалии того времени. И вся картина обороны – четко укладывается в памяти. Для учителей «Севастополеведения» этот фильм – большое подспорье.

И еще хотелось бы, чтобы наши дети, посмотрев этот фильм, взглянули на свой город глазами его защитников (если бы вдруг они ожили). И подумали, с какой бы горечью защитники Севастополя смотрели бы на то, как пядь за пядью отвоевывается севастопольская земля у их потомков. Как вместо зеленого ожерелья из парков и скверов, которые бы служили светлой памятью тем, кто отдал свои жизни за нас, на побережье, на последних рубежах обороны, вырастают коттеджи нуворишей. Горько, наверное, им было бы взирать на оскверненные памятники на Братском кладбище, на дома и улицы, изуродованные пошлой рекламой и такой же пошлой архитектурой, насажденной в нашем городе не помнящими родства бизнесменами с купеческими замашками времен Островского…

И как было бы обидно герою Советского Союза Нине Ониловой узнать, что фабрика, названная ее именем вдруг таинственным образом стала именоваться на ирландский манер - Нина О*Нил! Неужели нынешние владельцы этой фабрики, созданной трудами поколений севастопольцев, застеснялись героического прошлого Севастополя? В таком случае им здесь не место, а прямая дорога туда, где произрастают О*Нилы.

Очень бы хотелось, чтобы наши дети воспитывались на истинных ценностях и вырастали честными, порядочными людьми, чтобы совершали поступки, за которые не было стыдно перед памятью павших.
Для этого и нужны такие фильмы, как «Море в огне».

Ветераны-фронтовики – Виктор Исаев, участник штурма Берлина, Александр Дорохов, участник сражения на Курской дуге, боев по освобождению Украины, Белоруссии, Польши, и другие, - посмотрев этот фильм, единогласно пришли к выводу: «Фильм городу очень нужен, его обязательно нужно показывать во всех школах города для патриотического воспитания. Это потрясающий фильм! Эмоционально фильм очень силен! Нужно обязательно найти средства на его реставрацию и оцифровку». К такому же выводу пришли и сотрудники севастопольских музеев, посмотревшие фильм ранее.

«Мой дед, и отец были в осажденном Севастополе и видели все это своими глазами, и участвовали в тех событиях, - сказал Олег Доскато, председатель Клуба любителей истории города и флота и продолжил мысль: «Этот фильм снимался через тридцать лет после войны, когда были в здравии не только участники, но и руководители обороны Севастополя. И каждый из них старался быть консультантом и внести свою лепту в описание исторических событий. Конечно, не все эти события вошли в эту ленту. Тем не менее, эта картина показывает оборону города в целом. Фильм нам сегодня очень нужен».

Слово за распорядителями бюджетных средств. Хотелось бы надеяться, что такие фильмы им тоже нужны.

Татьяна Сандулова
 

Просмотров: 1085 | Добавил: hotabb | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Календарь